Политика 16:44 / 7.10.2016 6934 9

Андрей Заякин: «Я — хитрый ботаник, который знает отмычки»

Андрей Заякин: «Я — хитрый ботаник, который знает отмычки»
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. «Ботаник-лайфхакер» Андрей Заякин*, пожалуй, стал если не самым популярным, то уж точно одним из самых ярких кандидатов на минувших выборах в Госдуму в Якутии. Неплохой «урожай» голосов при минимуме затрат — так можно подытожить его политический дебют в республике.

Сам Андрей вдохновлен прошедшими выборами и считает их очень успешными для себя. Более того, он считает Якутию интересным регионом в политическом смысле. А учитывая, что здесь его многие поддержали, Заякин связывает с республикой свое политическое будущее.

- Андрей, ты доволен результатами выборов?

- Да, я доволен. Я собрал шесть тысяч голосов по городу и около девяти тысяч по республике. Считаю, что это очень круто с учетом того, что вся кампания велась практически три недели. Она состояла исключительно из выступлений на ТВ и на радио. Не было ни агитаторов, ни штабов, ни наружной рекламы — постеров, баннеров. Исключение составили три материала в газете «Якутск вечерний», плюс отдельные комментарии, которые я давал интернет-СМИ.

С Иваном Шамаевым и Викторией Габышевой

- Почему ты считаешь, что это успех?

- Изначально моя фамилия была на устах только тех, кто внимательно следил за журналистскими расследованиями в 2013-2015 годах. Те, кто помнили того же Пехтина (скандальное «дело Пехтина», когда Заякин обнаружил у депутата-единоросса шикарную недвижимость в Майами — Д.А.). Обыватель все это обычно забывает. Для сравнения: Дима Гудков***, потратив 40 миллионов рублей, привлек 30 тысяч голосов. Больше никаких расходов не было. Евгений Доможиров**** собрал в Вологодской области 13 тысяч голосов, цена вопроса — три выстрела из пневматики, несколько недель в больнице, несколько дней в ментовке, четыре тысячи подписи жителей. Это с учетом того, что человек все лето занимался кампанией. Маша Баронова** в Центральном административном округе Москвы собрала 18 тысяч подписей, при этом в итоге не выборах набрала 13 тысяч голосов. То есть даже не все подписавшиеся решили за нее голосовать. Бегала от «Лайфньюс», обвинявшего ее в том, что она получила деньги на выборы от врага народа Ходорковского. Опять же истратила кучу денег. Я занимался кампанией три недели, мои расходы составили 300 тысяч рублей.

- Насколько большие усилия ты приложил?

- Все, что я делал, - это пил чай с журналистами, общался с ними на ТВ. Провел несколько встреч с избирателями в дружественных мне учреждениях.

- Если это успех, на чем он основан? Ты еще в предыдущем интервью говорил, что электорат в Якутии отличается либерально-демократическими взглядами. Может, это отклик старых времен, когда в республике неплохие голоса набирали «ЯБЛОКО» и СПС?

- Понравился ли я якутянам тем, что многие из них являются убежденными демократами первой волны, я сказать не могу. Без специальных исследований мы такие вещи утверждать не можем. Но посмотрите: хотя я агитировал в первую очередь за «ЯБЛОКО», а потом уже за себя, за партию проголосовало в два с половиной раза меньше, чем за меня. То есть я лично оказался популярнее, чем «ЯБЛОКО». Голоса за «ЯБЛОКО» как в России, так и в Якутии пляшут на уровне термального шума, чего не скажешь о моих голосах.

Очевидно, что в том же Якутске люди сознательно шли голосовать за Заякина. Так что мне кажется, что, извините за нескромность, это результат моей личной харизмы, а не остаточного голосования за демократов.

- Но вечно быть на уровне новизны и личной харизмы нельзя. Мне кажется, что к следующим выборам такой вариант не прокатит. Нужно сделать какие-то выводы из прошедших выборов и к следующим выборам готовиться уже по другому.

- Безусловно, нужно думать о новых каналах. И здесь этим каналом будут являться какие-то технические фишки вроде «ватсапа».

- Ты сейчас говорите о технологии, а мы тебе говорим больше об идеологии.

- Сейчас я буду больше заниматься гражданскими проектами, а не в чистом виде политическими. Гражданские проекты — это «Диссернет», расследовательская журналистика. Но я ни в коем роде не исключаю дальнейшую политическую карьеру. Просто сейчас нужно сделать некоторую паузу и отдышаться. И посмотреть, что у нас будет следующим. Если у нас кампания в Ил Тумэн, то будем готовиться к ней. Если речь идет о кампании на пост главы государства, то скорее всего, она будет раньше — не в 2018, а в 2017 году. Я думаю, если будет выдвинут какой-то демократический кандидат, я постараюсь ему помочь.

"Люди сознательно шли голосовать за Заякина - это результат моей личной харизмы"

- А что касается «ЯБЛОКа»?

- «ЯБЛОКО» потратила в соответствии со своим отчетом на эти выборы порядка 400 миллионов рублей. Я знаю, что такое кампания на 100 миллионов — в Москве в такую сумму в 2013 году уложилась кампания Алексея Навального*** на пост мэра. Мой ближайший план следующий. Я вижу, что здесь интересно работать, и есть люди, которые меня поддерживают. Постараюсь не исчезать из якутских СМИ, а радовать вас своими дальнейшими разоблачениями. Все эти расследования нужно доводить до ума.

- У общества есть запрос на ребят одного с ними класса, которые что-то там хотят изменить в обществе. Но люди хотят результатов по разоблачению. Твой образ — это ботаник-правдоруб?

- В общем и в целом это примерно так, но...

- Но который при этом не витает в облаках, а рассказывает конкретные вещи.

- Да-да-да! Сферическая демократия в вакууме меня совершенно не интересует. Мой образ — это хитрый ботаник, который знает отмычки не только к квантованным струнам, но и к очень практическим вещам. И здесь дело даже не только в оффшорах и выводу денег в заграничные имения. Здесь речь о системных проблемах России. Это и суд, и прокуратура, и полиция.

Речь идет о том, что в рамках нынешней системы я пытаюсь найти отмычки, которые еще не заблокированы, и с их помощью решать текущие проблемы. Даже не в том, что я умею находить плагиат и сворованное имущество.

- То есть своего рода такой гражданский лайф-хак.

- Да! Гражданский лайфхак — это идеальное определение для того, что я делаю. Я всегда говорю, что я не ограничиваюсь только диссертациями, иначе я был бы ботаником в чистом виде.

- Почему ты решил сделать обращение к избирателям на якутском языке? Многие посчитали это правильным жестом, но было мнение, что ты просто-напросто сделал дешевый подкупающий пиар-ход. Насколько могут быть правы или не правы последние?

- Потому что я еще немного помню язык, учил его в начальной школе. Сейчас, конечно, сильно забыл, но у меня хорошая команда, немножко меня поднатаскали. Разумеется, не идет речь о свободном владении, а на уровне «читаю, перевожу со словарем». Ну и я не вижу противоречия между «правильным жестом» и «дешевым подкупающим пиар-ходом». Правильный жест ничего не стоит и всегда покупает - где тут противоречие? А правильные жесты делать надо. Когда рядом с тобой стоит славянской внешности кандидат, выступающий за запрет ипотеки в Якутске для улусников (читай: для этнических якутов), то демократический политик просто обязан сделать жест в другую сторону.

Кстати, заметил, что в якутской политике высоко развита культура жеста и символа: сказать все, не называя имен, сказать обиняками, пословицей и т. п., бывает более эффективно, чем прямым высказыванием.

- В целом, если вдруг станешь депутатом Ил Тумэн, какие конкретные предложения по Якутии можешь выдвинуть?

- В первую очередь буду, используя федеральную законодательную инициативу Ил Тумэн, бороться за восстановление конституционного строя, подразумевающего эффективный федерализм. Без этого Ил Тумэн — клуб, а не парламент. Вернутся полномочия в регионы — вот тогда можно заниматься более частными проектами.

* Признан иноагентом в РФ

** Признана иноагентом в РФ

*** Признан иноагентом в РФ

**** Признан иноагентом в РФ

Комментарии

  • Ботаник
    22:08 / 7.10.2016

    Моё почтение брату ботанику!Даешь гражданский лайф-хак!

  • УраПатриот
    22:31 / 7.10.2016

    Яблоко - тухляк беспомощных очкариков-сектантов. Явлинский самодовольный тиран, который пытается канализировать часть протестного настроения общества. Делает он это давно, игра ему известна - результатов ноль. Его все и так устраивает. Раз в 4 года промурлычит дежурные абстрактные тезисы про разделение властей и гражданское общество, свое откусит и все. Из Яблока никакой перспективной партии на правом фланге не вырастет. Сколько можно уже лить воду на эту древнюю скрипучую мельницу - она уже свое отработала. Возможно сейчас общественная деятельность окажется выгодней политической

  • Dastler
    2:20 / 8.10.2016

    Зря вы тут все секреты заранее раскрываете. А так классное интервью. Спасибо. Голосовал за него.

  • Улусник
    12:18 / 8.10.2016

    А кто предлагал запрет ипотеки для улусников?

  • Николай
    15:15 / 8.10.2016

    Андрей молодец!!!

  • Марфа
    17:09 / 8.10.2016

    Да, я согласна с его подходом к выборам и с идеями и голосовпло за него, унегов в эфире его выступление " Один из нас" и все сразу стало спокойно на душе...молодые имеют свое крутое видение, а то у многих молодых все же, не личностное восприятие и подача. Иинфо от них общепринятого...типа...интересов и волнений

  • Денис Адамов
    16:02 / 9.10.2016

    Видимо,Тарасов хотел запретить ипотеку для улусников. С Андреем связь будем держать.

  • Обама
    17:40 / 9.10.2016

    Да идиот какой-то хотел. Подобные запреты- проявление настоящего фашизма в буквальном смысле этого слова.

  • Тип
    6:03 / 11.10.2016

    Это же Сноуден под прикрытием.

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров