Экономика 14:18 / 16.11.2016 3080

Госгарантии себя исчерпали — пора вскрывать кубышку «РИК»

Госгарантии себя исчерпали — пора вскрывать кубышку «РИК»
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Якутские госпредприятия получат государственные гарантии из бюджета в последний раз. Такая информация прозвучала на общественных слушаниях по государственной казне Якутии на 2017 год. "Лафа", как говорится, кончилась — в условиях нехватки средств придется рассчитывать на другие формы поддержки.

Государственная гарантия — это, проще говоря, государственное поручительство по кредиту той или иной компании. Чаще всего — государственной, хотя были случаи, когда госгарантии выдавались и частникам. Давайте посмотрим, кому же республиканские власти выступили поручителями по кредитам.

ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)" — до 1 млрд 200 млн рублей

АО "Саханефтегазсбыт" — до 470 млн рублей

«Якутоптторг» - до 70 млн рублей

Авиакомпания Якутия» - до 103 млн рублей

АО "Якутский хлебокомбинат" — до 50 млн рублей

ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" — 300 млн рублей

ОАО ЛК "Туймаада-Лизинг" — 80 млн рублей

АО ФАПК "Сахабулт" — до 80 млн рублей

ГУП ФАПК "Туймаада" — до 50 млн рублей.

Итого госгарантий выдано на сумму 2 млрд 400 миллионов с хвостиком. Деньги будут выделены за счет средств дефицита госбюджета, который в 2017 году составит 4 млрд 214 млн рублей.

Формально нет ничего криминального в том, что госбюджет выступает поручителем за компанию, которая вернет деньги в бюджет и внесет свой вклад в развитие республики. Порочной ситуация становится тогда, когда чиновники выдают бюджетные гарантии на заведомо убыточный проект. Учитывая, что некоторые госкомпании не отличаются финансовой эффективностью, есть риск, что расплачиваться по их долгам придется республиканскому бюджету. И потом снова перекрывать этот долг за счет очередной государственной формы поддержки. Так было, например, с печально известной «РФА-Инвест», которая несколько раз перекрывала свои долги по госгарантиям за счет новых госгарантий.

Но щекотливость ситуации еще и в том, что если раньше была возможность перекрывать одни госгарантии за счет других, то сейчас уже не получится. Этот инструмент себя исчерпал, поскольку сумма верхнего предела долга республики (49 млрд) уже приближается к критической отметке.

За комментарием по данному вопросу мы обратились к председателю Комитета Ил Тумэн по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктору Фёдорову.

Виктор Федоров

- Мы подошли к верхнему пределу государственного долга и больше госгарантий выдавать не можем, - говорит Федоров. - Нам нужны кредиты, но республика уже не может выступать гарантом — данный инструмент не позволяет использовать верхний предел государственного долга. На недавнем совещании у Юрия Трутнева уже поставлен вопрос о том, чтобы по вопросам авиации гарантом выступала компания «АЛРОСА».

- Но ведь эти деньги под госгарантии могут и не вернуться.

- Такая вероятность есть. Но еще раз повторюсь, что на сегодня такой инструмент, как госгарантии, исчез. Мы использовали все возможности — мы не можем их выдавать, поскольку банк их просто не примет.

- А вообще насколько рационально республика использовала такой механизм, как госгарантии? Неужели не было другого механизма?

- Ну что назад-то смотреть. Да, выдавали гарантии. Это было неправильно, они были не нужны. Сейчас уже другие механизмы ищем — например, те же гарантии «АЛРОСА» по авиации.

- Ну ладно, есть жизнеобеспечивающие отрасли — авиация, ЖКХ. Но зачем опять кормить такое предприятие, как «Сахабулт»? Где видно, чтобы компания себя как-то проявила после многочисленных бюджетных вливаний?

- Ну там суммы небольшие. Ну и потом, это «наше все», это наши традиции — как здесь возразишь-то? Вы что, против национальной культуры?

- Так и будем продолжать поддерживать на плаву убыточные предприятия ради того, чтобы они просто были?

- Ну все уже, больше не будем выдавать госгарантии! Больше резервов нет.

- То есть вместо того, чтобы создавать нормальную экономику, чтобы эта компания могла зарабатывать, не придумали ничего лучше, как бесконечно вбухивать в нее деньги.

- Ну да, это я знаю. Но, помимо привлечения инструментов «АЛРОСА», нужны другие инструменты финансирования. 15 ноября состоялось заседание нашего комитета по промышленной политике, мы задали вопрос — мировое соглашение по «РИК» с федеральным центром заканчивается в 2017 году? Если да, то давайте закрывать бюджет и на неотложные нужды использовать кубышку «РИК». Бюджет-то напряженный.

- А сколько там осталось денег?

Вот это надо выяснять. Поэтому мы попросили, чтобы до пленарного заседания Минфин и Минэкономики представили нам отчет по «РИК».

- Есть информация, что «кубышка» пуста.

- Пуста? А вот стоит в центре города торговый центр «Туймаада». Я предлагаю его продать. У «РИК» есть 23 дочерних предприятия, которые наделены определенными средствами. Пусть возвращают денежки в бюджет.

- Госгарантии предоставляются только предприятиям, у которых есть в уставном капитале доля республики?

- Да.

- А вам не кажется, что это порочная практика — деньги даются тем, которые за них никакой ответственности не несут? И так из бюджета разными путями финансируются, так еще и госгарантии получают.

- Ну, считается, что мы должны в первую очередь поддерживать свои предприятия, государственные. Другой вопрос, какие государственные функции они выполняют. Какую государственную функцию выполняет «Сахабулт»? Например, ваш любимый «Комдрагмет» создан для поддержки ювелирной и алмазогранильной промышленности. Но если он этим не занимается, закрывайте его. Там несколько миллиардов рублей чистой прибыли — пусть возвращают в бюджет. Вот это нормальный государственный подход. Таким же образом можно провести ревизию всех государственных предприятий — ГУПов, МУПов.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров