Культура 15:30 / 6.3.2017 10602

Что мешает якутской мультипликации развиваться?

Что мешает якутской мультипликации развиваться?
Текст: Туяра Павлова

YAKUTIA.INFO. Феномен якутского кинематографа известен давно: снятые в морозной республике фильмы показывают то в одном регионе России, то в другом, а в феврале на Берлинском международном кинофестивале представили сразу три якутских фильма. С мультипликацией дела обстоят не так радужно: бюджетные миллионы на ее поддержку пока не выделяются, а сами картины снимают энтузиасты, параллельно обучающие анимации детей.

В Якутии кино, вообще, любят. Год назад министерство культуры и духовного развития республики попросило больше 300 миллионов рублей на проведение в Якутии года российского кино. Причем интерес к кинематографу испытывают не только чиновники, но и зрители – во время показов якутских фильмов залы кинотеатров полны даже на вторую, а то и третью неделю.

А что с мультипликацией? Если смотреть оптимистично, можно отметить периодическое появление якутских мультфильмов. Есть даже полнометражная картина под названием «Ньургун Боотур Стремительный». 50-минутный мультфильм снят по мотивам народного эпоса якутов Олонхо, признанного ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. Картина выпущена не только на якутском языке, но и переведена на русский, английский, немецкий, китайский, японский и корейский языки. Мультфильм сняли по инициативе музея музыки и фольклора Якутии. На вопрос о бюджете сценарист картины Мария Корнилова со смехом отвечает, что начинали на голом энтузиазме. «У нас была идея, и мы начали ее воплощать. Когда уже работа пошла, нам помог народный депутат Александр Жирков», – рассказывает она.

Главная цель ее создателей – познакомить с эпосом Олонхо как можно больше людей

Воплощали такую благородную идею, что называется, всем миром. Например, фон (пение птиц, ржание лошадей, крики злых духов – абассы) озвучивали студенты местного колледжа культуры, а переводом занимались преподаватели Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.


Работа над созданием мультфильма началась в 2008 году. Через год представили черновой вариант, а в 2010 показали русскоязычную версию. Спустя два года картину перевели на иностранные языки. Парадокс «Ньургуна Боотура Стремительного», снятого в Якутии по мотивам якутского же эпоса, в том, что на оригинальном языке он был презентован только в декабре 2015 года.

Якутскую «полнометражку» активно показывали не только в республике, но и за ее пределами, и даже в зарубежных странах. После «Ньургун Боотура Стремительного» музей музыки и фольклора выпустил еще несколько подобных проектов. «Мы называем это видео экспонатами. Народный эпос нуждается в материальном воплощении, ведь его невозможно повесить на стену, как картину, или пощупать, как книгу. Вдохновившись полнометражным мультфильмом, мы подготовили также несколько короткометражек и научно-популярных фильмов с игровыми элементами», – делится Мария Корнилова. – В ноябре этого года мы презентуем первый кукольный мультипликационный фильм по эвенкийскому героическому эпосу (Нимнгакан). Картина называется «Хуругочон. Птичий сын». Мы получили грант на изготовление кукол от Министерства культуры и духовного развития республики. Куклы уже готовы, их изготовили преподаватели колледжа технологии и дизайна».

Аниматор картины – та же девушка, которая создавала «Ньургун Боотура Стремительного», Анна Слепцова, тогда еще Шамаева. Отучившись в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения, в 2009 она вернулась в Якутию. «Мне не нравилась погода в Петербурге, да и корни тянули обратно», – рассказывает аниматор. Сейчас Анна работает во Дворце Детского творчества города Якутска, учит детей создавать мультфильмы. «Знаете, почему я пошла преподавать? Потому что созданием мультфильмов в Якутии денег не заработаешь…», – отвечает Анна на мой вопрос о том, как она к этому пришла. – Помимо этого проблемой мультипликации в Якутии является отсутствие кадров. Мы с детьми однажды решили посчитать, сколько у нас мультфильмов. Насчитали всего двадцать».

После такого откровения может показаться, что эта история о нереализованном потенциале и несбывшихся мечтах. Отнюдь. Анна полна энтузиазма: «В студии анимации, помимо меня, есть еще один преподаватель, ее зовут Оксана Васильева. Мы вместе создали этот кружок в 2013 году. Сейчас у нас занимаются около 70 детей. В прошлом году мы провели фестиваль мультфильмов. Работы отправляли из разных уголков Якутии, это было очень приятно видеть, так что мы планируем провести его и в этом году, в апреле».

О том, как в Якутии происходят чудеса кино

Анна и Оксана – не единственные люди в Якутии, которые учат детей анимации. Еще в 2012 году в столице республики открылась медиа-анимационная студия «Чудеса кино». Инициатором ее создания стал благотворительный фонд помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Харысхал» (с переводе с якутского – «Оберег»). Студия была вдохновлена петербургской студией «Да», участники которой приезжали в Якутск с мастер-классом. Дальше все сложилось как в добром кино: руководство «Харысхала» заинтересовалось идеей проведения арт-терапии для подопечных, но не было человека, который бы умел создавать мультфильмы. В это время появился Петр Николаев – аниматор-любитель, прежде работавший в одном из кинотеатров города, и горящий мыслью о помощи детям.

Сейчас в студии «Чудеса кино» занимаются 20 детей. Юным мультипликаторам от 7 до 14 лет

Вместе с Петром с ребятами занимается Ирина Дьяконова. Она тоже пришла в анимацию путем проб и ошибок. Помимо работы с детьми в Якутске, Петр выезжает в районы республики с мастер-классами. Уже 3 года организаторы проекта проводят республиканский фестиваль детских анимационных фильмов «Чудеса кино». На этот раз он состоится в конце мая. В 2016-ом на конкурс было отправлено более 80 работ – рекорд фестиваля! Кто знает, вдруг число участников в этом году возрастет?

Повод ждать развития конкурса есть – в прошлом году один из республиканских колледжей выпустил преподаватель анимации. Можете себе представить – в республике, в которой о развитии мультипликации пока рано говорить, выпустили 8 педагогов-аниматоров. И не в Якутске, а в селе Намцы в 83 км от столицы! «Ребята хорошие и прекрасно разбираются в программах. Возможно, года через 2 мы о них услышим», – делится наблюдениями Анна Слепцова, у которой группа стажировалась во время обучения.

Якутские сказки и «Союзмультфильм»

Строго говоря, в Якутии они будут не первыми педагогами-аниматорами. Еще в 2000-е в республику из Москвы вернулся Роберт Лабидас. Окончив высшие курсы анимационных сценаристов и режиссеров в столице и проведя пару лет в студиях Москвы, вдохновленный молодой человек возвращается к пожилой матери в Якутск. Однако его идеи оказались не востребованы. При этом на учебу юношу направила сама республика. Но поле для работы молодому специалисту с опытом работы в Москве, который хочет создавать основанные на якутском фольклоре мультфильмы, не предоставили.

«Я думал, что создам анимационную студию, буду учить новые кадры для республики и делать мультфильмы по мотивам якутских сказок и легенд. Почему именно фольклор? Меня это вдохновляет, наше народное творчество – это же кладезь идей!» – поведал Лабидас по телефону. На вопрос, почему в республике, где на создание и развитие кинематографа выделяют миллионы, не обращают на мультипликационное искусство внимания, он отвечает с заметной досадой в голосе: «Создание мультфильма требует больше времени и денег. Некоторые якутские фильмы и вовсе снимают за смешные бюджеты в 300 тысяч рублей. А у нас история другая – чтобы сделать картину длительностью около 15 минут, нужно вложить примерно 3 миллиона рублей». Несмотря на отсутствие господдержки, мультфильмы Лабидас создает. Правда, чаще для других регионов и стран, чем для Якутии. Среди его картин, нашедших воплощение: выигравший приз фестиваля «Кино Арктики» «Карась Комар» и отмеченный на фестивалях «Святая Анна» и «Небесный конь» мультфильм «Круговорот».


Тема якутского эпоса вдохновляет не только Лабидаса – на эту тему также работает Октябрина Потапова из «Союзмультфильма». Взять, к примеру, ее картину «Однажды», созданную по мотивам сказки о приключениях братьев-охотников Торобоса и Тасынаса. Пятиминутный мультфильм создан в 2002 году и участвовал в кинофестивале «Суздаль-2003». Но Октябрина скорее представитель российской анимации, нежели региональной якутской. Среди других ее работ – «Новые приключения Бабки Ежки» (2008) и «Ненастоящая девочка» (2013). Она – приверженец старой школы анимации: рисует от руки, возрождая каждый кадр, не боясь скрупулезной работы.

Режиссер, а по совместительству и сценарист, и художник-постановщик, Октябрина родилась в Якутии, сейчас живет и работает в Москве. Кстати, они учились с Робертом Лабидасом вместе – и из всей группы якутских студентов лишь эти двое смогли подготовить двенадцатиминутные картины, которые нужно было сдать в качестве дипломной работы.

Как получить деньги на мультфильм?

Вернемся от случая Октябрины к реалиям мультипликации в Якутии. «Когда я работала над фильмом «Сэмэнчик дьоллоох кунэ» (в переводе с якутского «Счастливый день Сэмэнчика»), финансовую поддержку мне оказало… Министерство сельского хозяйства Якутии. «Звучит странно, но я обратилась к ним, потому что фильм затрагивает тематику сельской жизни. Самое обидное, что я все равно оказалась в минусе», – поведала молодой мультипликатор Ольга Степанова. Сейчас она готовит мультфильм для одного из туристических центров. Детали проекта мультипликатор по понятным причинам не рассказала, однако рассказала о своей победе в онлайн-конкурсе «Народный бюджет».

В 2015 году Ольга приняла участие в проекте, который проводился в Интернете, и получила грантовую поддержку от администрации Якутска. Если говорить конкретнее, ей выделили 80% средств, необходимых для создания мультфильма. В прошлом году с народной поддержкой и с помощью своей команды девушка представила 3 части мультфильма, который рассказывает о городе Якутске. На этом Ольга не останавливается – работая на заказ, она параллельно разрабатывает новый проект. «Одно другому не мешает, да и кушать хочется всегда», – шутит мультипликатор. – Плюс мой авторский проект пока находится на стадии развития идеи».

Комментарий молодого аниматора подходит, впрочем, не только ее собственным мультфильмам, но и всей этой индустрии в Якутии. Профессионалы есть, и они востребованы за пределами республики. Но, как отметила Анна Слепцова-Шамаева, созданием мультфильмов сейчас в Якутии не заработаешь. Вот и весь разговор.

редакция корпоративных медиа СВФУ / ИА «Восток России»

Фото: из открытых источников

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров