«И всюду страсти роковые»: романсы Альбины Борисовой
YAKUTIA.INFO. Главный режиссер Театра оперы и балета Прокопий Неустроев в начале декабря пригласил ведущую солистку оперы Альбину Борисову своим исполнением украсить Вечер вокальной классики, в котором во втором отделении прошел одноактный оперный спектакль «Алеко» по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы», с премьерой двух солистов оперы – Александра Емельянова в главной партии Алеко и Маргариты Мартыновой в ведущей партии Земфиры.
Как раз в первом отделении Вечера прозвучал пленительный голос одной из интеллигентнейших певиц Якутии в сопровождении гитариста Сергея Донского.
Альбина Михайловна, по содержанию и настрою Вашего мини-концерта Вы очень точно попали в общий характер Вечера вокальной классики под названием «И всюду страсти роковые»:
Прокопий Дмитриевич, как режиссер-постановщик оперы «Алеко», пригласил меня предварить концертными номерами этот спектакль, так как опера написана С.Рахманиновым в малой форме и по времени нужно было «добавить» еще одно отделение. Я начала перебирать свои концертные программы и вспомнила про один из них, который мог хорошо вписаться в общую поэтику Вечера. Я рада, что все получилось так, как запланировали.
Романсы, прозвучавшие в концертном отделении Вечера - давно в Вашем репертуаре?
Эти девять романсов уже более 10 лет, и только с Сергеем Донским - высокопрофессиональным исполнителем игры на гитаре. Тогда он был еще выпускником Новосибирской государственной консерватории имени Глинки, из семьи известного музыканта и педагога Ларисы Донской. Сергей только начинал тогда работать в Якутском музыкальном училище.
А какие именно романсы прозвучали?
Это все очень известные и любимые слушателями старинные романсы: «Не брани меня, родная», «Мой костер в тумане светит», «Что это сердце», «Слушайте, если хотите», «Зачем любить, зачем страдать», «Колокольчики», «Ах, я влюблен в глаза одни», «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», «Снова пою». Частично авторами этих романсов были певцы и музыканты цыганских хоров, например Николай Шишкин, Яков Пригожий, Николай Ширяев. Автор романса «Не брани меня родная» - Александр Дюбюк, потомок французских аристократов-эмигрантов. Александр Гурилев, автор романса «Колокольчики» - выходец из крепостных музыкантов графа Орлова. В старинных романсах использованы стихи самых разных авторов, от дворянина Якова Полонского и Афанасия Фета до крестьянина Алексея Разорёнова, и тех же цыганских певцов. Многие из авторов романсов вообще неизвестны. Но сами эти чудесные вокальные миниатюры продолжают свою жизнь, перейдя уже в 21-й век.
Особое настроение создавали декорации спектакля «Алеко», на заднике – ночная степь. На сцене – крытая повозка, Сергей Донской в колоритном костюме цыгана и с гитарой в руке. В Вашей руке – шаль с бахромой.
Решено было провести два отделения на фоне декораций спектакля, объединив их и по содержанию и по визуальному ряду. Лирика и драма, даже трагедийные ноты – все сплелось воедино как в романсах, так и в самом действии спектакля «Алеко».
Я помню Ваши выступления в камерных концертах в сопровождении арфы, флейты…
А я вообще люблю экспериментировать с произведением, люблю сочетания разных тембров, голоса с инструментом. Мы составляли концертные программы с пианисткой, известным деятелем культуры республики Аизой Решетниковой, с первой арфисткой Якутии, профессором Высшей школы музыки Лидией Новгородовой, со старейшим музыкантом, флейтистом Дондоком Тарбаевым. В моих программах участвует и наш балет, звучат стихи. А вот эти девять романсов композиторов 19-го начала 20 вв. звучали в одном из отделений музыкально-поэтического Вечера, который организовала замечательная актриса Саха театра, очень творческий человек Матрена Корнилова. Она выступала в роли чтеца, режиссера и ведущей. Так, большой цикл вокальной лирики под названием «Декабрьские вечера» я возила в Нерюнгри. В первой части я исполняла арии, во второй – старинные романсы с концертмейстером Натальей Шадриной, и в третьей части, под баян Николая Стручкова, я пела якутские песни. Стихи чистала Матрена.
Очень много камерных концертов у Вас проходило за пределами республики.
Все это началось еще с концертов, проходивших под эгидой стажировки в Фонде им.Р.Понсейль, у концертмейстера и организатора фонда Игоря Чичагова. Эту стажировку организовывал в начале 90-х годов композитор и продюсер Валерий Шадрин. С того времени в репертуаре у меня многие романсы, в т.ч. и незабываемый «Соловей», если еще не раньше. А так я много пела в больших концертных залах двух наших столиц. Но если говорить только о камерных концертах, то это были концерты в Оружейной палате Кремля, в Центре им. Павла Слободкина, зале Фонда им. И.К. Архиповой, в красивейших интерьерах Дома архитекторов в Петербурге.
Вы принимали участие в специальном конкурсе камерной вокальной музыки в Таллине, и Ваше исполнение отметили специальным призом жюри.
Да, это был, по-моему 1999 год, и тогда проходил самый первый конкурс камерной вокальной музыки, точнее, конкурс исполнителей русского романса. И он был связан с именем знаменитой певицы Изабеллы Юрьевой, как говорили - «Королевы русского романса». В тот год Изабелле Даниловне исполнялось 100 лет, и она была еще жива и благословила этот конкурс, который с тех пор проводится каждый год. Помню, что на этом конкурсе царила непривычная для творческих состязаний атмосфера доброжелательности и ощущения домашнего тепла. А виды старого Таллинна, зал барочной архитектуры – все настраивало на романсный лад. Я тогда спела романсы «Вам не понять моей печали», «Прелестные глазки», и конечно «Соловья». Кстати говоря, я очень приветствую появление нового Международного конкурса камерной вокальной музыки им. Н.Л. Дорлиак, в жюри которого принимала участие наша Анегина Егоровна. Значит, есть и будущее у этого направления вокального искусства.
А какие у Вас планы в этом сезоне 2017-2018г.?
В общем-то задумок много. Хотелось бы исполнить французскую концертную программу, современных композиторов…
Я помню на сцене театра великолепную Итальянскую программу в Вашем исполнении с Аизой Решетниковой, после стажировки в Италии.
Да, у меня несколько направлений в камерной музыке. Но вопрос – будет ли это востребовано? Ведь очень важно, чтобы при исполнении камерной вокальной музыки был небольшой зал, число слушателей от 80 до 100 человек. Если больше, то уже теряется чувство доверительности высказывания. Ведь в романсе всегда много глубины, потаённого смысла. У исполнителя со слушателями идет разговор по душам. А если это большая сцена, то и состояние, посыл, звук - все другое. В этом смысле мое выступление в первом отделении Вечера – это некий компромисс, когда пришлось усилить звук гитары, а вслед за этим и мне пришлось использовать небольшой микрофон для балансировки звучания. Я давно «подбираюсь» к залу Музея западно-европейского искусства. И руководство и сотрудники музея в принципе не против. Но есть много технических и финансовых трудностей, которые пока не решаются. А в конце января в театре состоится мой юбилейный вечер, где будет иная программа, с участием оркестра. Возможно, с премьерой…
Что же, будем с нетерпением ждать Вашего Юбилейного Вечера!
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.