Айаал Аммосов: «Нам нужны молодые драматурги и Дом актера»
YAKUTIA.INFO. Накануне всемирного дня театра, который ежегодно отмечается 27 марта мы встретились с председателем якутского отделения Союза театральных деятелей России, артистом Саха театра Айаалом Аммосовым.
Так получилось, что времени у него было немного. Я забежал в один из кабинетов в Саха театре, где расположено отделение перед самым его выходом на сцену в спектакле «Наара Суох». Он уже был в образе попа (в котором его почти не узнать) и пригласил в свою гримерку. Нанося грим и спрашивая меня, между прочим, о том, хорошо ли он ложится, Айаал рассказывал о том, чем живет якутское отделение союза сейчас, каковы его планы как председателя по его развитию, а также о том, чего, на его взгляд, не хватает современному театру Якутии.
Новая якутская драматургия
Мы сейчас вынашиваем один важный и нужный проект, который главным образом затрагивает развитие драматургии у нас в Якутии.
Не секрет, что новых драматургов и, соответственно, нового материала почти нет. Нет каких-то новых ярких идей. То есть мы хотим сделать нечто вроде лаборатории, в которой могли бы появляться новые авторы.
Есть идея для начала сделать секцию писателей, куда бы мы дали, к примеру, определенное задание, чтобы за некоторое время они написали пьесу или даже наработки для пьесы. Потом мы передаем этот готовый материал режиссерам, которые читают все то, что получилось. И если заинтересовываются, то уже вместе с автором выходят на театральные площадки и начинают вместе воплощать в жизнь задуманное. То есть рождение нового спектакля проходило бы, получается, в реальном времени. Сейчас проходит съезд молодых писателей, и мы с ними будем вести работу по этой идее. И я верю, что таким образом может появиться молодая, свежая драматургия. Потом к этому подключаться еще и критики, и процесс пойдет. Если говорить о сроках воплощения этого проекта, то в следующем театральном сезоне, я надеюсь, он полноценно заработает.
О доме актера
Я много ездил по стране, в том числе и с театром и видел, что во многих городах есть Дома актера. Там под них выделяются интересные красивые здания, где проходят различные театральные лаборатории, концерты – одним словом, идет такое творческое взаимодействие. Мы в Саха театре недавно сделали театральный салон – это было чем-то похожим на то, что я видел там. Но в таких местах, как Дома актера, такие мероприятия проходят регулярно. Взять Казань – там выделили под эти нужды особняк в центре города. Мы же не можем прийти, например, к Анатолию Николаеву (директор Саха театра) и Александру Лобанову (директор ГАРДТ) и просто так просить о помещении, о предоставлении места в репертуаре – ведь театр это целый организм, который работает по своим законам.
А если бы у нас появилось такое место, мы могли бы быть предоставлены сами себе и устраивать интересные вечера, причем привлекая разные творческие союзы. Кстати, на этой площадке могли бы реализовываться как раз молодые режиссеры.
Мне бы очень хотелось, чтобы студенты, которые учатся на режиссеров, пробовали себя в разных экспериментальных постановках. Сейчас я уже хожу по городу, присматриваю какое-то помещение. Потом начну ходить по инстанциям. Может, и получится. Я даже думаю, что можно было сделать, например, не просто Дом актера, а Дом творческих союзов и таким образом мы бы все объединились.
О фестивалях, финансировании и творческих командировках
Сейчас у нас в республике проходит детский театральный фестиваль «Синяя птица», который был в свое время создан Юрием Козловским. И этот фестиваль очень важный, поскольку из него выходят талантливые дети, некоторые из которых в будущем становятся артистами. У нас в театре, к примеру, такая артистка - это Тамара Обутова. А сейчас мы едем в Нюрбу на уже 12 театральный фестиваль «Сата» - там будут театры из нескольких районов Якутии. Посмотрим, кто что привезет. Кстати, туда мы пригласили еще и критиков из Москвы и Петербурга.
Конечно, в организационном плане не все выходит так, может быть, как хотелось бы, и это в первую очередь из-за нехватки средств. Времена все-таки непростые. Но мы стараемся как-то выкручиваться. Ищем спонсоров, которые помогают. Вообще наш СТД живет за счет республиканского гранта на поддержку творческих союзов и, насколько я знаю, в других регионов такого нет.
По линии СТД наши молодые актеры ездят в центр - в Москву и Питер, где участвуют в современных театральных лабораториях, набираются опыта у известных режиссеров, общаются с коллегами. Вот не так давно как раз Рома Дорофеев и Наташа Корякина ездили по этой линии. Но мне бы в свою очередь хотелось, чтобы повышать свою квалификацию ездили еще и технические работники – те же осветители, к примеру. В общем, если подытожить, то наш союз существует. Еще раз повторю, что главное, на мой взгляд, - это все-таки поиск новых авторов, чтобы театр у нас развивался.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.