Республика 7:00 / 14.2.2020 3801

Средств на профилактику рака и лечения детей от онкозаболеваний в бюджете Якутии не предусмотрено

Средств на профилактику рака и лечения детей от онкозаболеваний в бюджете Якутии не предусмотрено
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Ил Тумэн

YAKUTIA.INFO. В России очень остро стоит проблема с онкологическими заболеваниями. И Якутия здесь не исключение – рак прочно занимает вторую строчку по смертности после болезней системы кровообращения. Как раз недавно был Международный день борьбы с онкологическими заболеваниями. И, видимо, именно к этой дате в Госсобрании (Ил Тумэн) состоялись парламентские слушания на тему борьбы с онкологическими заболеваниями под председательством депутата Владимира Чичигинарова.

Причем, помимо самой борьбы с онкологическими заболеваниями, обсуждали еще и вопрос оказания высокотехнологической медпомощи в Якутии. Что тоже весьма актуально, поскольку известно, что за качественными высокотехнологичными услугами якутяне продолжают выезжать в другие регионы и за рубеж.

В республике ежегодно выявляется более двух тысяч новых случаев злокачественных новообразований. Сейчас на учете стоят 12 881 пациент. А прирост больных за десять последних лет на 100 тысяч населения составил 38,2%. Эти последние цифры говорят сами за себя. Но, с другой стороны, за эти десять лет немного, на три процента, снизилась смертность.

До сих пор остро стоит вопросов именно с ранней диагностикой. Несмотря на различного рода мероприятия, связанные с профилактикой онкологических заболеваний, ранняя диагностика пока оставляет желать лучшего. 30,7 % больных в 2019 умерло в Якутии спустя только год после установления диагноза.

Сейчас в республике с целью улучшения ранней диагностики развивается программа по созданию Центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). Всего в Якутии их насчитывается 18, девять из которых открылись только в прошлом году. И за следующие пять лет появится еще девять. То есть сейчас фунционирует трехуровневая система оказания онкологической помощи – это первичные онкокабинеты, ЦАОПы и онкологический диспансер.

Далее слово взяла министр здравоохранения Елена Борисова, которая начала приводить статистические данные. На что отреагировал первый заместитель председателя Ил Тумэн Александр Жирков, попросив ее сконцентрироваться на конкретике. Министр заговорила о том, что делается. Она как раз начала с ЦАОПов, уточнив, что «необходимо проводить химиотерапию и оказывать лечение на местах, чтобы пациенты не выезжали в Якутск в ЯРОД». Насчет химиотерапии в общем-то понятно. Но вот проводить другие виды лечения онкологии на местах точно не получится.

Насчет ЦАОПов есть норматив, согласно которому они могут быть открыты только в районах, где проживает не менее 50 тысяч жителей. Это сказывается на том, что жители некоторых районов лишены возможности пройти квалифицированную диагностику и, если это возможно, получить лечение. Для открытия первичных онкокабинетов необходимо, чтобы населения было не менее 25 тысяч человек.

Среди актуальных мероприятий по борьбе с онкозаболеваниями министр озвучила необходимость того, чтобы был изменен приказ по специализированному лечению за пределами Якутии (что, видимо, должно облегчить получение квот) . Также сейчас в министерстве, по ее словам, занимаются вопросами лекарственного обеспечения.

«Мы пытаемся изменить методику закупок, чтобы можно было организованно создавать единый склад для лекарственных препаратов, чтобы медучреждениям не нужно было покупать лекарства самостоятельно», - подчеркнула министр.

В Якутске в 2023 году наконец-то должен появиться современный онкологический диспансер. Сейчас Якутский республиканский онкодиспансер (ЯРОД) размещается в РБ-1. Что конечно, уже лучше того очень долгого периода, когда диспансер находился в здании бывшего общежития по Свердлова, совершенно неприспособленного для этих нужд. Нынешний руководитель учреждения Лена Афанасьева, рассказывая о его работе, говорит о том, что ситуация в целом меняется к лучшему. А уровень оказания медицинских услуг находится на высоком уровне. В частности, она отметила закупку современного оборудования (на 180 млн рублей по национальному проекту «Здоровье»), выделяя «одно из лучших на Дальнем Востоке» отделение радиологии и хороший уровень подготовки врачей, которые ездят, в том числе, на стажировку за рубеж.

Сейчас в ЯРОДе находится 185 круглосуточных коек, а также появились новые отделения и круглосуточная реанимационная служба. А до 2024 года запланирована закупки оборудования на 700 млн рублей в рамках как раз нацпроекта «Здоровье». Руководитель отметила, что за два последних года увеличилось количество именно высокотехнологичных видов лечения – это касается различного рода операций, лекарственной терапии и лучевой терапии. Также появился специалист по экспресс-гистологии, закупается соответствующее оборудование. Помимо этого, специалисты ЯРОДа осуществляют еще и выезды в улусы республики.

В общем, сложилось впечатление, что сейчас никаких проблем с лечением онкологических заболеваний в диспансере нет. Но все же когда не говорят о проблемах, это всегда вызывает вопросы. И захотелось спросить, что, наверно, не все так замечательно, если наши граждане при возможности уезжают лечиться в другие регионы или за рубеж. Подобный вопрос как раз задала депутат Оксана Михайлова. Так вот на это Лена Афанасьева еще раз подтвердила, что на нынешнем этапе в ЯРОДе дела обстоят действительно хорошо. И, кстати, министр это подтвердила, с оговоркой, что «первичное звено идет с отставанием». То есть там, где как раз и должна проводиться ранняя диагностика.

А вот в детской онкологии дела обстоят не очень хорошо. Это признала и министр здравоохранения, отметив на замечания, кстати, того же депутата Михайловой, что с лечением взрослых граждан все нормально, а вот с детьми как раз есть проблемы. Поскольку, как оказывается, дело в том, что упомянутая региональная программа «Борьба с онкологическими заболеваниями в Якутии» не распространяется на детей. И сейчас Минздравом ведется работа с федеральным центром по изменению этой ситуации.

Да и об этих проблемах говорила заведующая детским онкологическим отделением Педиатрического центра РБ-1 Саргылана Кондратьева. Ее речь была не такой оптимистичной, как у ее коллеги из ЯРОДа. Точнее сказать, что больше проблем. Ну, конечно, и психологически тяжелее, когда взрослые не могут помочь детям. Между прочим, она сообщила о нехватке специальных функциональных кроватей (приведя цифру стоимости такой кровати в 30 тысяс рублей), что детям нужна серьезная реабилитация после лечения в спецализированных учреждениях, которой не хватает, и что в республике до сих пор нет такого современного диагностического аппарата, как ПЭТ КТ. Это как раз к вопросу высокотехнологической помощи. Еще она посетовала на изношенность и нехватку оборудования, а также на то, что не хватает специалистов.

Стоит добавить, что на всю республики есть только 25 детских коек. Но есть и положительное изменение. С 2020 года учреждение включено в программу ОМС на оказание медицинской помощи.

Как раз по поводу детской онкологии высказалась депутат Алена Атласова, обратившись к министру Борисовой с вопросом о том, на каком этапе обстоят дела о включении детской онкологии в федеральную программу. Ответ министра был, что работа в этом направлении со стороны министерства ведется. Также Атласова указала на то, что до сих пор детям в некоторых случаях не оплачивают проезд на лечение, уточняя, что эта ситуация длится уже долгое время и до сих пор не решена. Министр признала, существование проблемы, но, в свою очередь, объяснила, что если это касается детей-инвалидов (как в случае, приведенном депутатом), то проезд им должен оплачивать Фонд социального страхования.

Стоит отметить, что по итогам работы слушаний – во всяком случае, так было написано в материалах, прилагавшихся к слушаниям – в адрес премьера РФ Михаила Мишустина будет направлено предложение о внесении детей в федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями. Опять-таки странно, почему туда не включили детей сразу. Видимо, проще собирать на их лечение, как говорится, всем миром. И почему, когда разрабатывали региональную программу в Якутии в прошлом году, также не учли детей. Возможно, есть какие-то препятствия на этот счет в самом национальном проекте «Здравоохранение».

Среди других аспектов довольно остро стоит и вопрос о подготовке специализированных кадров. То есть врачей-онкологов. На этот счет высказался Александр Жирков, понимая, что даже для нового онкологического диспансера таковых может просто не хватить.

«И что, построим мы центр и гастрабайтеров будем искать?» - заметил он довольно остро. Поэтому, по его мнению, нужно сконцентрироваться на подготовке кадров. А ведь это довольно распространенная проблема для России. Например, когда закупается высокотехнологическое оборудование, а потом на нем просто некому работать. Но пока, судя по отчетам, врачей-онкологов в ЯРОДе хватает. А в 2019-2020 годах в СВФУ поступило 17 врачей на первичную специализацию по профилю «Онкология», в ординатуру – 13.

Включили в обсуждение и вопрос оказания паллиативной помощи, поскольку порядка тысячи онкобольных в республике нуждаются в оказании такого рода медицинских услуг (а всего в Якутии более пяти тысяч таких пациентов). А в Якутске тех, кому необходима паллиативная терапия, насчитывается порядка 900 человек. По словам Алексея Яковлева, главного врача ГАУ «Медцентр Якутска», на базе которого находится Центр паллиативной помощи, сейчас на всю республику только 17 взрослых коек (при Хангаласской РБ) и 10 детских (при Доме ребенка). При этом он уточнил, что пациенты получают помощь и на дому.

Касаемо Хангаласской РБ есть сложности с персоналом, поскольку там работают врачи Капитоновского дома-интерната по совместительству. А вообще, учитывая количество пациентов, он предлогает создать в Якутске паллиативный центр на 70 коек.

В республике есть еще так называемые койки сестринского ухода – их 255 для взрослых и 184 детских. По поводу оказания паллиативной помощи было решено обратиться к депутатам Ил Тумэн насчет изменений в Закон республики №1487-12 в части оказания паллиативной помощи больным с онкозаболеваниями.

Подводя итоги слушаний, Александр Жирков заметил, что «между Министерством здравоохранения и профильным Комитетом нет оперативного контакта». Он обратил внимание на то, что Минздрав недостаточно хорошо осветил проблемы, например, по ранней диагностике и профилактике онкологических заболеваний и реабилитации. И предложил подготовить в адрес комитета оперативную информацию, резюмировав, что без этого принимать «рекомендательное решение сложно».

Таким образом, некоторые улучшения в мероприятиях по борьбе с онкологическими заболеваниями есть. Это касается и переоснащения ЯРОДа, и открытия тех же ЦАОПов в рамках реализации программы по борьбе с онкологическими заболеваниями. Но вместе с тем невключение детской онкологии в эту программу вызывает недоумение, так же как и недоработки в первичном звене или, как говорит министр Борисова – «в первичке денег нет денег, в детстве денег нет». К тому же, несмотря на то, что ЯРОД сейчас может выполнять почти все виды сложных операций (кроме голошеи и неврологии), люди с онкологическими заболеваниями продолжают уезжать на лечение в другие регионы и за рубеж. Это касается и курсв химиотерапии. Очевидно, что не просто из-за каких то личных мотивов.

По результатам работы слушаний в адрес правительства Якутии и министерств будут направлены предложения по решению большинства проблем, затронутых на прошедших слушаниях.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров