Главное, что детям не хватает общения: Учитель школы №9 Якутска о дистанционном обучении
YAKUTIA.INFO. Из-за эпидемии коронавируса российские школьники вот уже вторую неделю последней четверти находятся на дистанционном обучении. В продолжение материалов, связанных с этим вынужденным экспериментом, мы публикуем интервью учителя географии школы №9 с более чем тридцатилетним стажем Татьяны Припузовой.
У учителя сейчас 372 ученика с 5 по 11 класс. Но ведь почти все нужно делать по-другому – меняется вся логистика знаний, нужно осваивать дополнительные программы, искать какие-то новые подходы в обучении. Как этот новый формат повлиял на качество обучения, насколько он эффективен и какие дополнительные нагрузки легли на плечи учителя, рассказывает на основе своего нового опыта Татьяна Припузова.
С какими вы сложностями столкнулись при дистанционном обучении?
Лично у меня сразу появились технические проблемы. К примеру, просто не было веб камеры. Да и раньше не было такой надобности, чтобы учиться дистанционному обучению. Мы привыкли к традиционному обучению. К тому же учителям в возрасте сложнее адаптироваться. Молодым педагогам проще. Я вот до сих пор пытаюсь освоить Zoom. И к тому же получилось, что все в таком авральном режиме – все эти платформы Google classroom Google forms. В подготовительное время перед запуском дистанционного обучения мы выбирали различные платформы, но в то же время не знали, во что все это выльется. Потому что когда началось обучение, многие дети не могли смотреть видео-уроки. Может быть, считают, что у всех есть возможности устраивать видеоконференции? Но это не так. Я считаю, что нужно больше делать оффлайн, потому что у ребенка есть возможность посмотреть этот видеоматериал.
То есть а сайтах.
Да. Учитель отбирает то, что ребенку можно посмотреть. Я работаю на нескольких платформах, и мне кажется, что оптимально было бы сочетание оффлайн и онлайн-обучения.
Как дети, на ваш взгляд, воспринимают такое обучение?
Есть как технические проблемы – это оснащение, так и психологические сложности. Некоторые дети воспринимают учителя именно на слух. Хотя говорят, что современные дети воспринимают лучше как раз картинку. Но тут вот что можно сказать. Те дети, которые во время очного обучения хорошо учились, и в таком формате нормально выполняют задания. Ведь здесь очень важно то, насколько ребенок «научился учиться». Ведь было, так сказать, очень удобно – пришел ребенок в школу, послушал учителя. А сделал – не сделал, запомнил – не запомнил, совершенно неизвестно.
Так, для галочки.
Да, но в то же время, ведь школьник же вроде был на уроке. А вот слушал ли он учителя – бог его знает. И тут, конечно, есть сложности.
У вас большой охват – 372 ученика, с 5 по 11 класс. Как справляетесь в этих новых условиях?
Сижу за компьютером с 8 утра и фактически до полуночи. Работы по-настоящему прибавилось. Например, мне необходимо подготовить урок. Для этого нужно просидеть на платформах, посмотреть. Есть видеоурок на РЭШ, но я-то понимаю, что он может и не работать. Захожу на Google classroom и загружаю презентацию – но мне ее нужно сделать. Видеоурок – какой-то небольшой фрагмент и его тоже нужно найти. А еще придумать альтернативу, поскольку есть дети, у которых или телефон сломался или интернет закончился – чтобы они могли что-то почитать, какие-то картинки посмотреть в учебнике. В общем, все это нужно полготовить и продумать обратную связь. Мне нужно придумать какие-то задания, которые я потом должна получить. Причем эти задания еще и должны быть выполнимы.
Да. А потом их проверить.
Сегодня, например, проверяю 70 работ, которые я разработала в программе Googleforma. Ко мне ответы пришли в виде огромной таблицы. Все это нужно проверить, выставить в журнал. Думаю, что я снова к полуночи закончу. А еще нужно к завтрашнему дню готовиться. В общем, объем работы значительно увеличился.
Оплата, конечно, прежняя. То есть сохранение заработной платы.
Нам сохранят зарплаты такими, какими они и были.
А вас как контролируют?
У нас есть ежедневные отчеты, где мы записываем все то, что делали в течение дня, сколько потратили на это времени, с какими родителями работали.
У вас сейчас все-таки больше в режиме оффлайн.
У меня пока да. Онлайн меньше. И к тому же есть ограничения по СанПиНу (дети могут проводить определенное время перед компьютером). Приведу пример. Пришел ребенок пятиклассник в школу и у него пять уроков с 8 и до 12. Но в таком дистанционном формате этого времени не достаточно для того, чтобы ребенок работал. Поэтому он учится с перерывами в течение дня.
Получается, что и у школьников добавилось работы?
Это вопрос организации. У младших школьников это во многом зависит от родителей. Но в любом случае объем работы возрос. Старшеклассники более ответственные, но тоже со «всячинкой». Есть классы очень ответственные, а есть конкретные ученики, кого не заставишь ничего сделать. И здесь разницы нет – в классе ты или онлайн. Люди не меняются. Я вижу, что если ребенок нормально учился в обычном формате, то он и сейчас продолжает.
Конечно, об эффективности говорить рано, но все же.
Мне кажется, что все очень индивидуально. Но главное в том, что детям не хватает общения. Они в такой ситуации, что никому не позавидуешь. Что касается самого процесса дистанционного обучения, то повторюсь – если ребенок привык учиться, то, перестроившись на новый формат, он продолжает учиться. А у тех, кто ленился, сейчас появилось гораздо больше возможностей не учиться. Всегда можно сказать, что интернет не работает или найти другую отговорку, чтобы не работать.
И таких большинство?
Нет, я бы не сказала. Может быть, два-три человека на класс. А большая часть как раз работает. Причем дети поняли, что дистанционно можно учиться лучше, чем очно.
Что вы имеете в виду?
Например, проверяю сейчас контрольную работу у шестиклашек, а там ответы таким языком написаны... Знаете, видно, что в интернете полазили (смеется).
Да. То, что информацией они пользоваться умеют – это факт.
И вот в чем дилемма? Они хорошо умеют пользоваться интернетом, но как только дело доходит до применения того, что они находят, чтобы учиться, – тут возникают проблемы.
То есть что остается в голове. Не просто взятие информации и механическая передача ее учителю.
Но, конечно, есть и те, кто действительно своими словами отвечает. А это говорит о том, что ребенок поработал. Но, на мой взгляд, у дистанционного обучения все-таки больше отрицательных черт. Сейчас у нас просто безвыходная ситуация и мы вынуждены вести обучение в таком формате. Но когда все будет хорошо, то к этому эксперименту стоит возвращаться, когда речь идет о детях на домашнем обучении или для ежегодного карантина по гриппу. И вот как раз для карантинных занятий учителя, я считаю, очень хорошо подготовятся. И мы сейчас получаем бесценный опыт для работы в карантин. В общем, сейчас пока никаких оценок дать нельзя. Идет всего лишь вторая неделя этого «эксперимента».
Разведка боем.
Именно так. Но есть еще один момент, касающийся воспитания. Ведь воспитание и обучение неразрывно связаны друг с другом и осуществляются на уроке одновременно. Когда учитель и школьники в классе, это дает намного больший эффект, нежели через экран. Сейчас не известно, как все будет продолжаться. Будем ли мы в таком формате до конца учебного года или с 1 по 8 класс распустят после апреля. В Хабаровске, я знаю, детей этих классов уже распустили.
Материалы по теме:
Алексей Семенов: Каждый учитель находит оптимальный вариант дистанционного обучения
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.