Жизнь 7:00 / 4.6.2020 8271

Директор СОШ №23 Георгий Афонский: После эпидемии все будет по-другому — и школа, и учителя, и условия

Директор СОШ №23 Георгий Афонский: После эпидемии все будет по-другому — и школа, и учителя, и условия
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Героя публикации

YAKUTIA.INFO. Дистанционное образование прошло свою первую закалку. Горячая фаза, которая длилась почти два месяца, в последнюю четверть подошла к концу. Это было похоже не на полноценный бой, а скорее на довольно острую разведку боем.

К вынужденному эксперименту из-за пандемии школа и ученики не были вполне готовы. Но вместе с тем за это время можно было понять и оценить, чего не хватает для более-менее полноценного обучения в таком формате (пока «дистанционка» может быть только более-менее полноценным образованием). Сейчас пока не ясно, вернутся ли школьники и учителя в классы первого сентября или дистанционный формат продолжится.

Прошли и последние звонки в формате онлайн, выпускники получат свои аттестаты в перчатках и масках и строго по одному, без привычной для такого события торжественной атмосферы. Выпускные балы, очевидно, не состоятся. В общем, времена непростые и нужно адаптироваться.

В продолжение материалов о том, как работает в Якутске дистанционное образование Якутия.Инфо беседует (удаленно, разумеется) с директором школы №23 и председателем совета директоров школ города Якутска Георгием Афонским. В интервью «Якутия.Инфо» он рассказывает о том, как школа встраивается в новые условия, о последнем звонке онлайн и выпускниках, а также о перспективах школы как института.

– Школа – это не очень поворотливый и живо реагирующий на происходящее институт. Но такая консервативность помогла ей уцелеть в девяностые годы и помогает уцелеть в ходе различного рода рефорv последних лет. По формуле три пишем – два в уме. Такая осторожность никогда не мешала. И вот эта дистанционная модель, которая неожиданно ворвалась из-за пандемии, показала, что школа как система работает. И вдруг с удивлением и ученики, и родители, и мы, учителя, увидели, что школа востребована. И это показал как мониторинг детей, так и родителей. Почти 70% учеников хотят вернуться в школу и учиться традиционно.

То есть вы хотите сказать, что благодаря пандемии всем стало понятно, что школа нужна?

– Да. Но кое-что все мы все-таки переосмыслили. Теперь даже если ученики вернутся в школы, то это уже будет другая школа, другие учителя и другие условия, при которых они будут учиться. По-старому уже не будет.

А что вы имеете в виду?

– По-старому – это классно-урочная система подачи материала, домашнее задание. Это всем известно. А дистанционное образование поставило перед школой новые задачи. Уже с 2000 годов все говорят – учитель должен осваивать компьютер, новые информационные технологии. Но все это шло с некоторым скрежетом. Многие учителя ратовали за традицию. И вот вдруг, когда все это случилось, то оказалось, что далеко не все могут проводить дистанционные уроки.

Разумеется. Ведь это несколько иное преподавание.

– Конечно, поэтому многие из учителей стали проводить занятия не онлайн, а оффлайн. Но все-таки со временем все большее количество учителей стали давать уроки именно онлайн.

То есть обучались.

– И еще один момент. Всегда были дети, которые болели и не ходили на занятия. Домашнее обучение. И вот к ним учителя ездили и это было трудно. Но теперь с первого сентября все это будет онлайн, что уже хорошо.

Да, это, конечно, положительный момент. Но все же, что касается начала «дистанционки» - к ней, в общем-то, многие оказались не готовы. Даже просто в техническом плане.

– Мы перед началом дистанционного образования разослали анкеты родителям, чтобы выяснить, какие гаджеты есть в семье. Но, несмотря на то, что Якутия по компьютерному оснащению находится среди лидеров, оказалась что его все же не хватает. Ведь и многие родители тоже стали работать удаленно.

А если в семье еще несколько детей. Да и у учителей добавилось работы.

– К тому же в некоторых школах онлайн-обучение шло в одну смену. И все вместе – вся семья сидит перед компьютерами. И этих гаджетов на всех может не хватать. Конечно, мы раздали школьные ноутбуки ученикам и учителям. Но есть еще и вопрос оплаты интернета. Учителя почти постоянно должны сидеть в сети. И нагрузка у них увеличилась. И мы были вынуждены за счет стимулирующих за апрель-май по представлению председателя профкома компенсировать расходы учителей на электроэнергию и интернет. Все школы это должны были сделать. Суммы разные. Но где-то три тысячи на учителя в месяц. И я уже упомянул о том, что те учителя, кто отставал в информационном плане, очень здорово подтянулись. Конечно, это вызов и если ты отстаешь, то это что называется «отряд не заметил потери бойца».

Как обстоят дела с ЕГЭ?

– Сейчас отменили ОГЭ. Хотя я полагал, что и ЕГЭ тоже отменят. Но правительство не решилось на этот шаг. Видимо, лобби ВУЗов оказалось сильнее, чем лобби Министерства просвещения. Вообще, в начале этого учебного года, когда мы, конечно, и представить не могли пандемию, мы в городе провели осенние школы для выпускников. Это такой интенсив на базе нескольких школ. У нас в школе, например, в течение недели проходили курсы по истории и естествознанию для одиннадцатых классов. И выпускники получали консультации от учителей и преподавателей вузов. О пандемии мы не знали, но, видимо, чувствовали.

Это впервые такие курсы организовали? Действительно почувствовали неладное.

– В истории нашего образования действительно впервые. Распределили учителей, преподавателей. К тому же эти занятия были не только для тех, кто собирается учиться дальше, но и для учеников из группы риска, которые могли не сдать экзамен.

То есть вы спокойны за нынешних выпускников.

– По девятым классам – да. Они уходят по аттестатам и не сдают ОГЭ. А у одиннадцатиклассников была возможность во время «дистанционки» заниматься интенсивно по тем предметам, которые они сдают. А весь июнь мы посвятим онлайн-консультациям. В каждой школе есть расписание, перечень предметов, которые дети сдают, и перечень учителей, закрепленных за детьми. У нас есть такая внутрикорпоративная договоренность на этот счет.

К тому же к экзаменам готовятся не в одиннадцатом классе, а уже и в десятом, и в девятом. Те дети, кто настроен на поступление, готовятся и мотивированы. И здесь не стоит опасаться. Даже наоборот. Эта пандемия позволила какие-то предметы сдавать онлайн. Если бы это происходило в школе, то на это нужно потребовалось больше времени. А так у них больше свободного времени на подготовку. Все зависит от настроя. Тем более все мы понимаем нашу ответственность.

Что можете сказать еще о другой виртуальной стороне, об онлайн последних звонках?

– После проведения последнего звонка в нашей школе, мне замдиректора сбросила запись. Ведь в онлайне не все видишь. И мне показалось, что в таком формате ничем не хуже получилось. Директор речь сказал, учителя и выпускники выступили. Ведь когда последние звонки проходят в обычном режиме, то у детей просто не хватает времени, чтобы высказаться. Обычно выйдет какой-нибудь отличник и кто-то из родителей. А сейчас я обратил внимание, что во многих школах именно много детей говорило. И все это очень искренне было. Они в домашней атмосфере, не стесняются.

Да. Почти во всем можно найти положительные стороны. Но все же наверно в привычном «живом» формате лучше.

– Конечно. Никто не заменит живого учителя. И его речь, и внешний вид – все это формирует ребенка. Сейчас говорят о том, что вроде до следующего года такой дистанционный формат сохранится. Тогда и 1 сентября будет онлайн. А я вот сижу и думаю. Ладно старшеклассники, но первоклашки-то как? Они же впервые приходят в школу. В них столько чистоты, столько наивности в глазах. Все для них впервые – и учитель, и их класс. Все это неповторимо. И если это будет онлайн? Я все же постараюсь сделать для первоклашек все это очно, живьем. Первое сентября – запах еще невысохшей краски, все красивое, белые банты. Это на всю жизнь.

У нашей школы на последнем звонке есть традиция выпускать шарики с крыльца Дворца детства – четвертые классы – белые, девятые – синие, а одиннадцатые классы – красные. Цвет российского флага, очень красиво все это. Конечно, фотографирование. И это на всю жизнь.

Да. Для первых и выпускных классов, соответственно, встреча и прощание со школой в онлайн формате – это непривычно и печально. Как вы считаете, а выпускные балы хоть как-то можно будет провести? Вручения аттестатов в торжественной обстановке.

– Нам запретили. Рекомендации очень жесткие. Выдача аттестатов в конце недели – девятым классам, а на следующей – одиннадцатым. Маска, перчатки, антисептики, дистанция. Каждый приходит по расписанию. Но в свете последних новостей, когда только в Хатассах 55 человек заразилось, а в Якутске каждый день порядка девяноста человек заражаются, – лучше перестраховаться. Пусть в этом году будет так, но на следующий год все будет по-старому.

С другой стороны, президент уже объявил о Параде на 24 июня, а его пресс-секретарь Песков выражает уверенность в том, что к этому времени жизнь, возможно, уже вернется в привычное русло. Это к тому, что и выпускные можно будет как-то провести.

– Нет, думаю, что рисковать не будут. Да и парад будет проходить с ограничениями. Вообще, я законопослушный человек – раз в неделю приезжаю на работу, подписываю бумаги и возвращаюсь домой. Но вижу, что на улицах много людей, автобусы полные. Все это и приводит к таким последствиям. А вот если бы все мы строго соблюдали ограничения, то 25 июня могли бы и провести выпускные в традиционной форме. Сейчас же ситуация непростая. Я еще недавно надеялся на то, что мы все-таки сможем провести выпускные. Но сейчас понимаю, что нет.

Если забежать немного вперед. Вы уже упомянули о том, что ходят слухи о продлении «дистанционки» до конца нынешнего года. На ваш взгляд, что можно, а где-то и что нужно изменить в этом формате к началу учебного года?

– Во-первых, те существующие онлайн-платформы не справляются с огромным количеством пользователей. Начинают глючить и зависать. Вот в Москве есть Московская электронная школа, они там молодцы в этом плане. И, наверно, есть резон создать свою собственную региональную образовательную платформу, чтобы мы могли на ней работать автономно. Ресурсы у нас есть. И об этом мы все говорим.

Что нужно для ее создания?

– Сейчас мы участвуем в проекте «Электронная школа». Это порядка одиннадцати школ со всей Якутии. Нас курирует республиканский Институт новых технологий. И они как раз заинтересованы, чтобы такая платформа появилась. Они же технари и понимают, они наш заказ услышали. Другое дело, чтобы это поняли и в Министерстве образования. Буквально несколько дней назад мы встречались с председателем комитета по образованию Ил Тумэн Феодосией Габышевой, где озвучили эту идею. Ведь мы очень зависим от центра. Хорошо, что у нас день начинается раньше, и дети до трех успевали позаниматься. Но далее просыпается страна и все начинает зависать.

Другой вопрос касается технического оснащения. То есть, чтобы все дети имели необходимые гаджеты для работы. Управление образования закупило планшеты, но они в первую очередь ушли на окраины города. В центральных школах ситуация получше, но здесь тоже есть нуждающиеся. В общем, над этим вопросом тоже нужно подумать.

А вы не видите необходимости, чтобы какие-то учителя прошли курсы по преподаванию онлайн? Ведь подача материала, да и сам психологический настрой в таком формате отличаются от традиционного.

– Вообще-то самое время. И такие курсы проходят на базе Московского Центра повышения квалификации. Причем мы еще осенью планировали, что часть учителей туда поедут. Но из-за пандемии ситуация изменилась и сейчас нужно решать этот вопрос. В московских школах такая практика хорошо наработана, и мы общаемся с коллегами, они посылают нам материалы. Мы проводим зум-совещания и выставляем контент. Но говорить – это не то, что поехать на обучение и получить корочку.

Нет. Я не о корочках говорю. Наверно, и в Якутске есть специалисты по онлайн-обучению. Можно и онлайн устраивать курсы с теми, кто может поделиться, как это модно сейчас говорить, своими лайфхаками о том, как преподавать онлайн.

– В этой связи вспоминаются времена конца девяностых. Тогда был лозунг о том, что ребенок, читая, запоминает плохо, а вот посредством компьютера и интерактивной доски лучше. И были такие данные, что при показе презентации по проектору ребенок запоминает лучше, чем когда говорит учитель. И речь шла о 70% запоминания информации. А вот сейчас идут совершенно иные разговоры о том, что ребенок запоминает только 30% интерактивной информации. И все ведь с доводами.

Если возвратиться к обучению учителя, то это нужно. Но, может, ни тому, как пользоваться платформами, а скорее нужны методические рекомендации, о том, как по-новому, через онлайн, продумывать подачу информации. То есть вы правильно заметили, что важна не корочка, а именно инструмент, который позволит учителю хорошо доносить знания.

Вот как раз это и есть лайфхак.

– Вот именно! (смеется)

В общем, школа меняется, но не останавливается.

– Школа не так быстро развивается, как, возможно, этого хотелось бы обществу. Это то, с чего мы начали разговор – три пишем, два в уме. Но оставаться на задворках школа не имеет права. И она должна идти вперед. А «дистант» показал, что школа как система работает. И выяснилось вдруг, может я и пафосно скажу, но – учителя и медики нужны. Это профессии будущего и, конечно, настоящего.

Сейчас еще хотелось бы пожелать школьникам успешной сдачи экзаменов и поступления, а родителям терпения. Ну, а учителям того, чтобы они более творчески подходили к обучению. Обучение – это творческий процесс и мы не должны преподавать как в каменном веке, а должны расти вместе с детьми.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров