Жизнь 14:01 / 15.1.2021 7563 6

Люди пьют не из-за того, что спиртное доступно: Психотерапевт Валентина Алексеева о причинах пьянства и алкоголизма

Люди пьют не из-за того, что спиртное доступно: Психотерапевт  Валентина Алексеева о причинах пьянства и алкоголизма
Текст: Диана СИВЦЕВА
Фото: Героини материала, открытый источник

YAKUTIA.INFO. После новогодних праздников потихонечку возвращаемся к жизни и узнаём у психотерапевта Валентины Алексеевой, почему алкоголизм – это медленный суицид, как излечить женский алкоголизм и кому выгодна пьяная Россия.

Почему алкоголь связан с центром удовольствия больше, чем, например, та же клубника, которая, по сути, вкуснее? Учёные это как-то уже объяснили?

— Там дофаминовая зависимость, зависимость от гормона, который является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия или удовлетворения. Алкоголь и другие психотропные препараты встраиваются в эту дофаминовую систему, как будто могут сойти за нейромедиатор, за дофамин. И человек как будто чувствует себя лучше, ему будто легче, приятнее, удобнее.

Почему тогда, когда выпьешь, так тянет совершить какой-нибудь подвиг, показать удаль?

— Это первая стадия опьянения, она называется гипоманиакальная. Она характеризуется тем, что поднимается настроение и повышается волевая и физическая активность, но при этом снижается критическая часть мышления. Вы примерно представляете людей в этой стадии – говорливые, идейные, очень деятельные, без царя в голове. Повышается активность, либидо растормаживается опять-таки, ведь алкоголь, помимо всего прочего, обладает высокоэнергетической ценностью, это метаболитик, то есть поступая в кровь он усиливает метаболизм, кровонаполнение мышц, то есть по сути он – энергетик, и человек готов к подвигам вследствие такого действия.

Есть теория, что в опьянении существует так называемая «точка Розанова», достигая которой, человек веселится, смеётся, радуется, а потом опять скатывается в грусть-тоску и засыпает. Что это за состояние?

— Я думаю, что это зависит от концентрации уровня алкоголя в крови. Если взять первую стадию – гипоманиакальную – там относительно небольшое количество алкоголя. В миллилитрах точно не скажу, потому что у каждого своя толерантность: кому-то надо пятьдесят миллилитров, а кому-то триста – люди разные. А грусть и тоска – это уже следующее состояние, когда количество алкоголя в организме больше. Иногда бывает дисфорическое опьянение – это такое тоскливо-злобное состояние, когда уровня алкоголя в крови становится больше. И тогда начинается: «А ты меня уважаешь? А ты вообще кто такой?».

Неужели все зависит только от количества алкоголя, а не от, к примеру, настроения человека?

— Все многофакторно. Человек может поругаться с кем-то, кто-то может обидел. Я знаю много «грустных» алкоголиков, которые пьют от тоски и как-то весь мир их не понимает. Такое тоже бывает.

Говорят, что авторитарные родители – самая частая причина алкоголизма. Так ли это?

— Из своего опыта могу сказать, что да. Мало того, что авторитарные, бывают еще и садисты. Практически все алкоголики – это люди, перенесшие все виды насилия в детском возрасте – моральное, психологическое, сексуальное и так далее.

Со стороны родителей?

— В основном, да. Конечно, разные люди были в их жизни, но то, что родители были к ним жестоки и несправедливы, – это практически одно из ведущих эмоциональных состояний у тех, кто страдает от злоупотребления алкоголя. Не буду спорить с мировыми светилами, но то, что я вижу и наблюдаю, – в моей практике это так. Это достаточно тяжелое детство практически у всех и, получается, что алкоголики перенесли именно несколько видов насилия. Я занимаюсь транзактным анализом и в нем есть двенадцать родительских приказаний. Одно из приказаний – «не живи» и это послание человеку от родителей, что ему надо умереть. А в психиатрии алкоголизм и наркомания являются самыми разрушающими заболеваниями, то есть это те заболевания, которые приводят к смерти, это медленный суицид. И человек просто реализует эту программу «не живи». Пускай медленно, но… Любой интенсивный вид насилия, к примеру, когда бьют, – это прямое послание «Не живи! Сдохни! Сгинь! Исчезни! Без тебя лучше».

В третьей алкоголизма неважно как ты выглядишь, работаешь, где твоя семья

В России уже давно укоренилась алкогольная традиция, которую нелегко переменить. Вспоминая советские фильмы: там выпивающий и курящий человек — норма. В «Ну, погоди!» даже волк курит! Это ведь действительно целая устоявшаяся культура. Почему так?

— Я ученица профессора старой советской школы Риммы Семеновны Тазловой и она нам всегда говорила о том, что идет уничтожение населения России. Она показывала официальные данные, уж не помню, откуда она их брала, о том, что до развала Союза смертность была не такая высокая, но с началом реформ в год умирает около миллион россиян. Она говорила о том, что это происходит вследствие государственной нестабильности, это же расшатывание населения. И она часто мне рассказывала про Китай, что, когда он начал относительно развиваться, англичане завезли туда опиум. Для чего они это сделали? Чтобы отбросить Китай на несколько сот лет назад. И у них это получилось, сколько лет китайцы боролись с опиумной наркоманией вплоть до смертной казни.

Какие критерии бывают у алкогольной зависимости? И как их можно определить?

По школе Риммы Семеновны, есть бытовое пьянство и есть алкоголизм. Бытовое пьянство – это когда человек выпивает один-два-три раза в месяц по выходным, но при этом выпивает один день и у него есть своя доза, он ее примерно знает. При этом если компания собралась, он может выпить, а если компания не собралась или его не позвали, для него это так – «ну и ладно, ок, займусь другими делами». Это считается бытовым пьянством – когда человек выпивает от одного до четырех раз в месяц и когда есть еще рвотный рефлекс, то есть у человека от перепоя может быть рвота. При этом у него нет такого, что в пятницу обязательно надо выпить.

А вот алкоголизм делится на три стадии. Первая стадия – если сорвалась пьянка, то для человека это будет дисфория – он расстроится или будет злиться. И что самое интересное – там повышается толерантность: если раньше ему нужно было выпить две баночки пива, то теперь ему надо больше.

Вторая стадия – это когда появляются псевдозапои – когда человек выпил, утром опохмелился и опять начал пить. Эти псевдозапои прерываются вследствие социальных причин – надо на работу, жена скандалит или деньги кончились. И наступает амнезия опьянения – человек просто не помнит, что было вчера. И точно уже нет рвоты.

И третья стадия алкоголизма – истинные запои, которые прерываются, когда человек просто физически уже не может пить. И это чаще всего неукротимая рвота и она характеризуется падением толерантности: если раньше он мог выпить литр водки, то сейчас достаточно две чекушки, и он уже все – пьяный. Такое бывает, когда говорят, что «здоровье уже не то». И еще в третьей стадии происходит деградация личности: когда неважно как ты выглядишь, работаешь ты или нет, неважно, где твоя семья. Это о тех товарищах у Автовокзала. Во второй-то стадии алкоголик еще хочет, чтобы у него была семья, работа. А третья стадия – когда он уже ничего не хочет.

Согласно некоторым официальным данным, алкоголизм — неизлечимая болезнь. Так ли это?

— Часто встречаю людей, которые приходят ко мне и говорят: «я больной, я очень болен» но я, например, вообще не считаю, что это болезнь. И двенадцатишаговая программа «Анонимные алкоголики» – это ранняя инвалидизация человека или клеймо «ты больной психически». Алкоголизм по шифровке F10 в МКБ-10, а под F шифруются все психические заболевания. То есть алкоголизм отнесли в ранг психических заболеваний. Но я, например, считаю, что такая стигматизация приводит к тому, что они думают, что они больны. А на самом деле алкоголик психически здоров, если у него только не третья стадия, где присутствует токсическая энцефалопатия, токсическая печень, токсическая почка и так далее. А пока этого не случилось, это хорошая достойная личность, которая может над собой работать, если хочет.

Алкоголизм – это не ангина, а тип взаимодействия с миром. Это когда «я копил напряжение всю жизнь, когда родители меня лупасили и через пьянку я могу это напряжение снять и по-другому никак». Просто у меня мало инструментов, я ими не владею. Чаще всего про алкоголиков и говорят: «золотой человек». А почему он золотой? Потому что он однобокий, на одной ноге стоит и свою тень не показывает. А здоровый человек разный: где-то поругался, где-то промолчал, кому надо в глаз дал, отстоял себя, потребовал повышения зарплаты. Алкоголики не такие. Они тихие. Не все, конечно, а какая-то часть, которые перенесли очень много физического насилия. Он удобный покладистый. Внутреннего хищника-то никто не отменял, это же биологическая часть. Она не согласна, и вот она копится. И он знает только – напиться и эта часть выходит. Почему они дебоширят-то и буянят.

Почему с возрастом нам всё тяжелее воспринимать алкоголь? Почему в 20 пьёшь, гуляешь и веселишься всю ночь, а утром ещё и в университет собираешься, а в 30 выпиваешь вечером несколько бокалов вина и на следующий день не можешь встать? У нас усвояемость меняется?

— Есть теория что у саха нет ферментов усвояемости алкоголя, не могу сказать, нашла ли данная теория подтверждение. Ну как мы живем – мы едим высокоуглеводную пищу, у нас малоподвижный образ жизни. И он способствует тому, что у нас очень слабые хрупкие высокопроницаемые сосуды у всех. А сосуды – это гематоэнцефалический барьер. То есть это то, что защищает мозг от разных тоскических веществ. А у большей части мужского населения Якутии черепно-мозговые травмы – это как здравствуй. Это все приводит к тому, что энцефалопатический барьер снижается, а алкоголь – это продукт высокотоксичный. И здравствуйте токсическое действие на мозг! Это все равно что взять и на глаз капнуть спирт. Я, конечно, утрирую, но это будет достаточно больно.

Методы лечения алкогольной зависимости как-то изменились за эти годы или они остались такими же?

— Раньше лечили сульфазином, который вызывает повышение температуры тела. Сейчас этот метод отнесли к садистским, запретили. То есть раньше человек лежал несколько дней с высокой температурой и, может быть, вы замечали, что после таких дней жизнь становится немного другая. Это была перезагрузка и не более чем. Я не сильна в наркологии сейчас и уже много лет в этой стезе не кручусь, не знаю, чем наркологи лечат в данное время, но знаю, что вшивают торпеды какие-то, ракеты…

Я не верю ни в один из этих методов по той простой причине, что это все суггестия – внушение на страх: «если выпьешь – умрешь». К чему это приводит? К тому, что человек зарабатывает еще большее невротическое состояние, чем у него было до. И еще большее количество напряжения.

К вам часто обращаются с алкогольной зависимостью?

— В последнее время все больше и больше. Особенно молодые мужчины. Особенно мужчины, у которых есть деньги и которым есть что терять. Они приходят на терапию, потому что понимают, что вшивалки не работают. И они понимают, что с этим надо работать по-другому.

И что вы делаете в терапии?

— Мы находим внутреннюю программу саморазрушения. То, от чего человек принял для себя задачу медленно себя убить. И мы меняем эту программу на другую.

Есть выражение, что алкоголиков, бывших не бывает и что он не может вылечиться, но ему может стать легче.

— Это относится к тем, кому вшивали, вставили эти торпеды и прочее. В случае психотерапии, если ты не копишь свое напряжение, то его и снимать не надо – вот и все. Часто за алкоголиков пишут жены, мамы, сестры или еще кто-то. Вот таких я не беру на терапию, потому что личной заинтересованности нет. Во-вторых, мы сразу договариваемся, что пить можно, потому что все приходят и говорят «я надеюсь он больше никогда не будет пить!», а я отвечаю «нет, теперь он будет пить еще года два или три может быть». Но пить можно при условии, что после запоя ты возвращаешься ко мне и мы продолжаем нашу терапевтическую деятельность. Потому что запой – это старый тип реагирования.

Или знаете, приходят женщины или мужчины, у которых есть любовная связь на стороне и которые говорят, что очень хотят прекратить это. Я всегда во время терапии говорю: «Продолжайте встречаться, пока оно само не отпадет», потому что в какой-то момент оно все равно отпадет. Зависимость – это способ компенсации – это костыль, который еще нужен нервной системе. В случае с алкоголиками – это снятие эмоционального напряжения, которое они не умеют снимать по-другому, ведь некоторые так и говорят: «я хочу расслабиться» и поэтому пьют. На самом-то деле нервная система не расслабляется во время того, как человек употребляет алкоголь. И вот поэтому я всем «своим алкоголикам» говорю: «Пожалуйста, пейте, уходите в запой, но обещайте мне после запоя вернуться на терапию». Часть возвращается.

Все запреты на продажи – это пример отношения ко взрослым людям, как к идиотам

Мне кажется, главная проблема сейчас – это то, что люди не осознают серьёзность взаимоотношений с алкоголем. Как будто это не про меня: я просто с друзьями по пятницам встречаюсь и пытаюсь снять накопленный за неделю стресс.

— Накопленный за неделю стресс – это как раз-таки история про алкоголиков, может быть пока что бытовое пьянство. Пока что. Вы знаете, не все бытовые пьяницы становятся алкоголиками, тут пятьдесят на пятьдесят. Часть будет подбухивать по пятницам.

Это правда, что женщины стабильны, в том числе и в своих зависимостях?

— Говорят, что женский алкоголизм неизлечим, а я в это не верю. По сути нет женщин и мужчин, биологические различия, которые у нас есть – это все чтобы мы рожать могли. Это теория Карла Густава Юнга. Вот я, например, нахожу в себе очень много мужских черт и качеств. Женщина – женщина, потому что она может выносить, родить и выкормить ребеночка, но в социальной жизни в принципе какие-то мужские роли придется брать на себя и женщинам, а что делать. Может быть пройдет десять лет и вследствие своей практики, возможно, я смогу поменять свое мнение и сказать, что с женщинами работать тяжелее. Но пока так. Я люблю мужчин в терапии, потому что у них результаты очень быстрые. Такие женщины тоже есть. Мужчины все-таки – люди дела, хоть и не все. Когда ты начинаешь терапию, они реально начинают делать дела и это бывает очень приятно. Но есть и часть женщин, которые делают дела, у которых бизнес потом идет хорошо.

Что делать близким и родным людям людей с зависимостью?

— Терапировать себя, потому что они в созависимости. Понимаете, алкоголик в семье – это целая система. Она завязана на всех – даже на детях. И бабушка, и мать и даже тети – они все в какой-то завязке. У них там целая система взаимодействия. Когда алкоголик собирается бухнуть, посмотрите, в каком напряжении там вся семья. И когда он выпил – как будто все выдохнули. И дети особенно чувствуют, что папа скоро начнет пить, жена вся издергалась, нервная, ждет, когда же это случится. Вот он напился, и она на следующее утро в скандале все свое напряжение скидывает на него: «Ах ты такая сволочь, ты же обещал! А я такая дура с тобой живу!» и такое прочее. Это разрядка для всех.

Как врачи-психиатры и психотерапевты относятся к двухнедельным новогодним праздникам?

— Очень хорошо. Врачи-психотерапевты и психиатры жаждут новогодних праздников, но не с целью бухнуть. Лично я называю их «кошкины дни»: буду лежать кушать и бесцельно гулять просто по улице, даже в минус пятьдесят. Если бы я не была проработанным специалистом, то я бы хотела всех спасти и запретить эти каникулы, но сейчас я думаю, что это выбор каждого. Если люди хотят пить и снимать свое напряжение только так все эти две недели, то это их выбор. Просто эти две недели можно провести по-разному.

— Сказываются ли эти праздники на психику людей?

— Честно говоря, не замечала такого, что после праздников у нас прям куча народу. Нет. У меня почему-то количество пациентов клиентов увеличивается весной и осенью.

Еще на устах случай в поселке, когда жители выпивали антисептик вместо алкоголя, потому что купить спиртное представлялось невозможным. Люди погибли, остались сироты. Скажите пожалуйста, как вы относитесь к запрету продажи алкоголя?

— Один мой друг прокомментировал это так и мне понравилось его высказывание: «Для идиотов не понятно, что это война с мельницами. Чтобы люди не пили, их надо образовывать, учить, давать работу и время на хобби. И тогда они тоже будут пить, конечно. Но меньше».

Сам по себе алкоголь, его продажа, запрет на продажу – это все внешние истории. На самом деле нужно работать с программой разрушения, эмоциональной незрелостью, нестабильностью, которая формируется и передается из поколения в поколение через битье, унижения и насилие. Люди ведь просто не имеют перед глазами пример, как это – быть эмоционально грамотным и стабильным.

Также нужно работать над экономическим положением, над повышением качества жизни, а все запреты на продажи, по ощущениям – это пример отношения ко взрослым людям, как к идиотам: «Вы глупые и пьете, потому что вам дают». Но люди-то пьют не из-за того, что алкоголь доступен, более того – они делают это с целью медленного убивания себя.

Комментарии

  • Психотерапевт
    22:23 / 15.1.2021

    Видимо опыта мало и практики с алкоголиками у этой дамы. Алкоголизм это болезнь это доказано давно, да и без этого понятно. Люди становятся алкоголиками сами и не зная об этом, еще молодом возрасте, если не так то люди бы работали и пили когда захотели и бомжей алкоголиков, да и пьющих не было бы. Даже дети президентов, олигархов интеллигентов становятся наркоманами алкоголиками. Надо это искоренить с молодого поколения и доступность в этом играет самое пагубное действие. Преступность молодеет. Люди живут в обществе, а не дома все 24 часа. Большую половину занимает работа школа тренировки кружки занятия дополнительные И так далее . Наоборот надо за город все алкоточки, они не нужны молодым и подросткам, это не товар первой необходимости

  • Лекстер
    16:44 / 16.1.2021

    Наконец-то правильное понимание сути алкоголизма. Чем короче формула - тем точнее бет в цель. В данном случае - именно так. Она молодец. Вывела формулу - программа саморазрушения. Ибо есть инграммы - с рождения, переданные с генами, а есть - приобретенные. С ними надо работать. Не просто психотерапевт, а с применением различных методов гипноза и вытаскивать эти инграммы, загнанные в подсознание. Представляю, какое количество у человека, чтобы жить с этим... На поверхности это выглядит как социальная беспомощность, которая вызывает апатию, ощущение тупика и необходимость какой-то психофизиологической альтернативы в виде спиртной эйфории и тумана. Но это - край. До этого края - есть многие полу-состояния, которые не вызывают алкоголизма, но тем не менее, имеют похожую картину. Человек разный. Один хорошо себя чувствует в бюджетном учреждении, другой - хреново. Ему подавай предпринимательство. Но нет возможности, трусит и все остальное - вот это и есть тупик для этого конкретного человека. И начинается пограничное состояние.

  • Патриот
    17:07 / 16.1.2021

    Правильно все сказала, умная женщина.

  • Александра
    20:16 / 16.1.2021

    Согласна со всем, кроме последнего (выставленного в качестве заголовка). Естесственно, что психотерапевт смотрит в глубинные психологические причины. Однако, причины алкоголизации, с последуюшим алкоголизмом - кроются и в социальных, и в экономических, и в политических сферах. Это проблема комплексная, и решать ее надо тоже комплексно. И на уровне индивидума, и на уровне социальных групп. Противоречие в том, что психотерапевт сама же упоминает Китай, где причиной опиумной эпидемии была Англия. И в этом же интервью противоречит, отрицая социальные ограничения извне. В России же, сейчас происходит тоже самое, что и в Китае с опиумом. Если бы китайцы в свое время не приняли жесткие меры - не было бы сейчас китайского могущества. По-моему, это очевидные вещи. Эксперт может высказывать свое компетентное мнение, только рассуждая в рамках своих экспертных границ. Иначе - это уже введение в заблуждение аудитории. Тем более, в такой острой социальной проблеме.

  • Александра
    20:29 / 16.1.2021

    + Также встает вопрос доступности в целом для населения платных психотерапевтических услуг, в случае бесплатного варианта - обеспечение анонимности. Сколько у нас психотерапевтов, и сколько зависимых...

  • Алконавт
    23:27 / 16.1.2021

    на фото два алкголика мужчина умер под домом рядом с этой женщиной!

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров