Жизнь 12:00 / 25.5.2021 4036

«Чем больше движения – тем дальше старуха с косой»: Егор Тутукаров о том, как лечить боль в спине

«Чем больше движения – тем дальше старуха с косой»: Егор Тутукаров о том, как лечить боль в спине
Текст: Диана СИВЦЕВА
Фото: Героя материала

YAKUTIA.INFO. Все знают: если болит спина, надо идти на приём к неврологу. Однако позвонив или придя в поликлинику с этой проблемой впервые, пациенты слышат, что свободной записи к специалисту нет. «Сначала идите к своему терапевту», – говорят нам. Многих это раздражает, особенно сейчас, в период обострения коронавируса: зачем ходить к десятку докторов, если и так понятно, какой нужен. И как не довести спину до такого состояния, когда нужна помощь специалиста.

Сегодня обо всем этом и о том, как же все-таки нужно лечить спину, можно ли женщинам тягать железо, мы поговорим с врачом-неврологом, мануальным терапевтом Егором Тутукаровым.

Егор Константинович, каков же сегодня маршрут лечения для пациента с болью в спине? Это сфера компетенции невролога или врача общей практики, терапевта?

— Вообще по Международной классификации болезней, такого диагноза, как остеохондроз официально уже нет. Есть диагноз дорсопатия – проблемы со спиной, боли в спине. Считается, что ее должен лечить терапевт. А чисто неврологическими осложнениями остеохондроза, такими как невриты, энцефолопатии, вегетососудистая дистония, занимается невролог.

Что и как должно заболеть, чтобы я пришла к врачу? Это должно ныть либо это острая боль? Или я должна сразу же, как только у меня спина хрустнула, побежать искать специалиста?

— Если нет онемения, изменения чувствительности, ничего не отнялось, не повисло и есть силы, то при боли, острой боли, либо если случился хруст, можно искать массажиста или мануального терапевта, чтобы сразу, не отходя от кассы, решить проблему. Это в идеале, чтобы не было никаких негативных последствий.

Мне нравится видеть, как люди выздоравливают и им становится легче

Как проводится диагностика у врача? Что важно? Что нельзя ни в коем случае не потерять из виду?

— Боль в спине важно дифференцировать с состояниями, когда есть отломок грыжи или же грыжа, возможно, настолько большая, что давит на спинной мозг. И в этом случае мы будем видеть картину как раз-таки изменения чувствительности по кожным покровам и изменения силы в конечностях мышц. Это должно насторожить врача – с человеком что-то не так. В этом случае вызывается Скорая и человек отправляется в нейрохирургическое отделение или хотя бы просто в стационар для обследования, чтобы узнать причину слабости. Причин может быть множество: начиная от генетических неврологических заболеваний и заканчивая какими-нибудь длительными токсическими состояниями. Ну и травмы, соответственно.

Нужен ли снимок для врача? Или сначала к врачу, а потом снимок? Информативен ли рентген? Нужно ли делать МРТ или КТ?

— Пациент сначала приходит к врачу с жалобами и затем врач направляет на дополнительные исследования – такой алгоритм. Самым информативным из обследований является МРТ, так как он показывает мягкие ткани в том числе. То есть мы видим состояние всего, что есть в том или ином исследуемом сегменте. Компьютерная томограмма и рентген – это все-таки про костный аппарат, поэтому здесь мы не увидим ни дисков, ни сосудов, ни мышц, ни связок. Нужен ли снимок для врача? Нужен, но в принципе если симптоматически явных показаний к МРТ нет, то это можно и отсрочить.

Многие пациенты доверяют нетрадиционной медицине, передают друг другу телефоны мануальщиков, массажистов. Что вы думаете по этому поводу?

- Каждый человек индивидуален, в зависимости от запущенности, возраста, комплекции, опять-таки специфики работы. И важно помнить, что один и тот же специалист не может всем одинаково помочь. С кем-то надо работать дольше, с кем-то меньше. Допустим, человек походил два-три раза к кому-то и его отпустило, у него все восстановилось. Приходит к своему другу, у которого также болит спина, и рассказывает о чудных руках своего мастера. Друг идет и думает - «я тоже три сеанса прохожу, и мне тоже будет легко и просто» и, может быть, что даже после пяти сеансов все будет тщетно. Значит ему нужно больше – десять-пятнадцать. Кто-то на это не рассчитывает и говорит - «этот специалист мне не подходит».

Специалисты работают в разных методиках или есть какой-то основной протокол?

— У каждого мануального терапевта своя рука, свой подход и все мы работаем по-разному. Но принцип должен быть один и тот же – промять хорошенечко мускулатуру, по максимуму поставить суставы. У кого-то лучше получается, у кого-то чуть хуже. Все люди разные, специалисты в том числе. Основной протокол – это индивидуальный подход к каждому пациенту. То есть нельзя людей равнять под одну гребенку – пол, возраст, специфика работы разная.

— Не секрет, что люди, мучимые болью, не готовы разбираться в нюансах: мануальщик, массажист, иглотерапевт. Не важно, кто именно поможет. Идут и к так называемым костоправам. Стоит ли доверять им?

— Вообще костоправами чаще зовут мануальных терапевтов, то есть это люди, которые вставляют суставы на место. Как правило костоправ, мануальный терапевт – это человек с высшим медицинским образованием: травматолог или невролог. Как им можно не доверять?

Почему именно в неврологии столько методов лечения? Массажи, иглоукалывания, пиявки, остеопатия, физиотерапевтические методы…

— Это древнейшие методы лечения, которые используются человеком много веков. К сожалению, в наше время мы уже отходим от этого и все меньше и меньше применяем эти методики, стараемся применять фармакологию, которая не может быть более эффективной. Все потому что человек обленился и не хочет работать над собой. Хочет выпить одну таблетку и сразу выздороветь. А такого не бывает. Чтобы получить результат, надо попотеть, особенно со спиной. На определенных этапах все перечисленные вами методы просто облегчают состояние человека и, в зависимости от запущенности состояния, они или помогают, или не помогают.

Что касается иглотерапии, то это сильнейшая методика, если вы в руках хорошего специалиста. В 80-х годах наши иглотерапевты, учившиеся в Китае, проводили хирургические операции путем обезболивания иглами. Не массово, экспериментально, но тем не менее. Подбирали возможности и обезболивали людей – человек лежит, утыканный иголками, и тут же ему делают операцию, и он ее не чувствует. Так что в принципе иглотерапия может давать мощный расслабляющий, обезболивающий или стимулирующий эффект в умелых руках. И не только по болям в спине, но и по всем заболеваниям.

Лечение пиявками – тоже работает при условии определенной регулярности и все-таки количества, ведь к вопросам здоровья нужно подходить общно. Должен быть курсовой подход и в таком случае это тоже может иметь неплохое влияние на разжижение крови в области отека мышц, где болит спина, за счет этого расслаблять. Опять-таки если речь не идет о сильно запущенных спинах, потому что бывают такие спины, что все крупные мышцы стоят колом. И это не у стариков, а вполне зрелых людей. Людям некогда лечить спину, а спина потихонечку напрягается-напрягается – сначала возле позвоночника, потом уже мышцы повыше, потом поверхностные мышцы и мышцы стоят колом.

В большинстве своем в медицине протокол – либо фармакология, либо хирургическое вмешательство. А физиотерапия включает в себя практически все – можно использовать нагретые камни, нагретую крупу, магнитотерапию, электротерапию, пиявки, иглотерапию, мануальную терапию. Весь этот арсенал работает на весь организм в целом, а таблетки работают узкопрофильно – или почки, или микробы конкретные.

Вы как-то сказали, что можно поднять иммунитет с помощью мануальной терапии?

— Иммунитет – это нервная система, а нервная система – это наша спина. Нервная система в первую очередь регулирует сосудистое русло во всем организме. Поэтому в зависимости от напряженности или расслабленности нервной системы в данном регионе также будут работать и сосуды. Если в этом регионе, к примеру, нервная система слабая, то и сосуды будут вяленько работать, соответственно питание тканям будут доставляться хуже. Есть такое понятие, как тканевой иммунитет, когда наши клетки из сосудистого русла выходят в ткани и начинают ходить в межклеточном пространстве, искать погибшие клетки, которые утилизируются нервной системой. Ну ногти мы подстригаем, кожу в бане скрабим, отшелушиваем – это все мертвые клетки. А внутри у нас? Эритроциты у нас утилизируются в селезенке, отжившие. И остальные клетки должен кто-то собирать, правильно? И чем лучше у нас работает эта система тканевого иммунитета, тем лучше чувствуют себя клетки наших тканей.

— Говорят, что женщинам нельзя поднимать больше пяти килограмм, но у нас так много стало бодибилдеров. Они потом приходят к вам с болями в спине?

— Как раз-таки кто занимается, у них меньше всего спина болит и начинает что-то болеть, когда они заканчивают заниматься спортом. А что касается женщин, которым нельзя поднимать больше пяти килограмм – это бред, чушь собачья. Больше пяти килограмм нельзя поднимать разве что сразу после операции – могут разойтись швы. Так что пусть женщины поднимают и по десять килограмм и по двадцать пять. Чем больше на женщине возишь – тем крепче женщина (смеется – прим. авт.). Любой человек, который занимается каким-либо спортом – разгоняет свою кровь в мышцах – любая нагрузка: кардио или силовая – все это заставляет бегать кровь по тканям и это является компенсацией остеохондроза, тем самым противовесом. А когда они перестают заниматься, остеохондроз начинает брать верх и начинает болеть спина.

Основатель кинезотерапии Сергей Бубновский прав, когда говорит: хотите, чтобы у вас не было заболеваний, делайте по сто пятьдесят приседаний в день. Он живет по принципу «движение – это жизнь» и он в корне прав, черт возьми. Мы и умираем от обездвиженности. Чем меньше движения, тем быстрее смерть и наоборот – чем больше бегаешь, тем дальше скорее всего старуха с косой.

Что в работе мануального терапевта больше всего бесит?

— Меня ничего не бесит и не раздражает. Я подхожу к пациенту все-таки как врач. Он может быть нервный, капризный, плаксивый, вечно говорить, что ему больно. А что делать? Я же все это понимаю, сглаживаю острые углы, не иду на конфликт. В моей работе позитивных моментов больше, негативных почти нет.

Все люди, которые работают с людьми, отмечают огромное количество негатива и грубости в людях, которые приходят на встречу.

— Я работаю не совсем с людьми, я работаю с их спинами. Кто не выдерживает моих методов, тот уходит после первого или второго сеанса. Возможно, после того, как все переболит, некоторые приходят обратно. Некоторые, не выдержав таких болей, стараются искать другие методы воздействия на свою спину. И все. Бывают своеобразные люди, но все мы разные, у всех свой характер. У всех свои тараканы в голове и нужно быть более лояльным к этому вопросу. Поэтому меня лично в моей работе ничего не бесит. Мне нравится видеть, как люди выздоравливают и им становится легче, как они расцветают, особенно когда тяжелые больные. Когда постепенно видишь на плоды своего труда, охватывает гордость: все-таки тебе это удалось! Круто же. Эффект приходит не сразу, иногда через годы повышается активность, энергетика, иммунитет пациента. Когда ты видишь человека уже совсем другого, чем он к тебе пришел – более здоровым, более счастливым, сам от этого и заряжаешься. Лирика.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров