Жизнь 9:00 / 31.1.2024 5021

Тревожный прецедент: За что судят по «АУЕ»* в якутских колониях

Тревожный прецедент: За что судят по «АУЕ»* в якутских колониях
Текст: Денис АДАМОВ
Фото: Федор Рахлеев/«СЯ», ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по РС (Я), 2

YAKUTIA.INFO. Уголовное дело по «экстремистской» статье, о котором пойдет речь в этом материале, представляет больший интерес. И если вникнуть в его детали, то они заставляют задуматься о многом. А именно: о создании юридически весьма порочного и тревожного прецедента.

Как выяснила «Якутия.Инфо», речь идет об уголовном деле по статье 282.2 Уголовного кодекса РФ «Организация деятельности экстремистской организации». Приговор по нему был вынесен Хангаласским районным судом Якутии 7 августа 2023 года.

Однако указанный приговор не вступил в законную силу, поскольку был признан Верховным судом республики незаконным и отменен. В данное время уголовное дело вновь находится в Хангаласском районном суде. Фемиде предписано рассмотреть уголовное дело «полно и всесторонне с учетом принципа состязательности».

Из отмененного приговора следовало, что в феврале 2022-го года подсудимый К., отбывающий наказание в ИК-6 Хангаласского района, созвал так называемую «сходку», на которой зачитал и довел до осужденных список с именами, кличками, датами смерти так называемых «воров в законе» и установил для её членов порядок повседневного поведения при отбывании наказания в исправительном учреждении. В частности, наказал осужденного за распитие спиртных напитков и определил иные требования к порядку проживания.

Приговор был вынесен Хангаласским районным судом Якутии 7 августа 2023 года

В связи с этим администрация колонии посчитала, что действия отбывающего наказания подпадают под деятельность организации международного общественного движения «АУЕ»* (признано экстремистским, запрещено на территории РФ).

По словам адковата Жанны Слепцовой, экстремистская организация, «согласно определения диспозиции ч. 1 ст. 282.2 УК РФ, - это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремизма».

— Моему подзащитному К. вменяется, что он организовал в ИК-6 деятельность этого международного общественного движения. Данное обвинение не выдерживает никакой критики, безосновательно и бездоказательственно, поскольку К. не имеет никакого отношения к данной организации и объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК РФ он не совершал, - комментирует Жанна Слепцова.

Адвокат считает абсурдными и другие моменты. В частности, то, что зачитывание биографических данных воров в законе является экстремизмом, поскольку даты жизни и смерти определенных людей не признаны экстремистскими материалом и не внесены в список таковых на сайте Минюста.

— Даты смерти воров в законе являются лишь биографическими данными конкретных людей. Они гравируются на их памятниках. Также абсурдным является утверждение о том, что К. созвал «сходку». «Сходка» – это не просто собрание. Национальная юридическая энциклопедия объясняет, что воровская сходка – это власть в преступном мире. В состав сходки входят только криминальные авторитеты, которые сообща решают особо важные вопросы: присвоение очередного титула вора и т. д. Таким образом, до абсурда доведена ситуация, когда обычные осужденные обсуждают свои рутинные повседневно-бытовые проблемы на так называемых «сходках», - поясняет адвокат Слепцова.

Занятной и во многом показательной является еще одна деталь. Дело в том, что вторым обвиняемым по делу об экстремизме в связи с «АУЕ» выступает некий осужденный С. Он является в ИК-6 уборщиком, то есть по «тюремным понятиям» принадлежит к представителям «низшей» касты. Согласно постановления Хангаласского районного суда, С. к воровским идеям и традициям относится равнодушно. При этом, согласно предъявленному обвинению, С. также является организатором МОД «АУЕ». И это парадокс, который естественно вызывает недоумение.

Вор должен отрицать мероприятия, организованные администрацией колонии

Кто-то в ответ на доводы адвоката Слепцовой скептически хмыкнет: подумаешь, судят зэков – одной статьей больше, одной меньше. Однако адвоката резонно пугает и возмущает такой подход к уголовным делам по данной статье.

Ранее заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин уже высказывал свое мнение по данной теме. Так, он подчеркнул, что «действующее законодательство содержит нормы, направленные на борьбу с пропагандой экстремизма, однако в большинстве случаев пропаганда криминального образа жизни и криминальной идеологии под действие данных норм не попадает».

«Поэтому необходимо внести в законодательство подробное описание действий по пропаганде криминальных ценностей для их недопущения и доработать законодательные механизмы их профилактики», - пояснил он.

Эти опасения законодателя с очевидностью проявлены в данном уголовном деле. Мы видим, как вольно трактуется статья 282-я и подпадающая под нее запрещенная организация «АУЕ». Какой логикой руководствуются в администрации ИК-6 и в следственном органе, - остается только гадать. Но, судя по всему, логика весьма простая, под которую можно подогнать любого неугодного.

— И, по сути, по ней определить под экстремизм можно широкий круг лиц, чьи действия не образуют состава преступления, связанного с экстремизмом, - подытоживает адвокат Жанна Слепцова.

«ЯИ» выяснила, что К. отбывает наказание за нанесение телесных повреждений. Со слов самого К. из материалов дела, он избил лицо, распространявшее наркотики. Сам К. заявляет, что придерживается здорового образа жизни – не употребляет спиртное, не курит и занимается спортом. В колонии участвовал в соревнованиях по футболу.
Между прочим, последнее противоречит воровским понятиям – вор (придерживающийся понятий и культуры «АУЕ») должен отрицать официальные мероприятия, организованные администрацией колонии.

Под логику ИК-6 можно подогнать любого неугодного

* МОД «АУЕ» («арестантско-уркаганское единство» или «арестантский уклад един») – международное общественное движение, придерживающееся традиций преступного мира. Верховным судом России было признано экстремистским и его деятельность была запрещена на территории РФ в августе 2020 году.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров