Жизнь 10:36 / 28.10.2013 22285

Социолог Юрий Жегусов: «Мигранты будут проникать в политику и власть»

Социолог Юрий Жегусов: «Мигранты будут проникать в политику и власть»
Текст: ЯкутияИнфо
Национальный вопрос в республике в свете последних событий стоит очень остро. Важным событием на уровне страны по этой части стало принятие законопроекта, по которому губернаторы и мэры будут отвечать за межэтнические конфликты в регионах. Вплоть до увольнения. Между тем поводов для этого в дальнейшем будет все больше. Причем возникать они будут пусть спонтанно и стихийно, но вполне закономерно. События 11 мая 2011 года и 17 августа 2013 года – яркое тому подтверждение. Ситуация несколько осложняется еще и тем, что в Якутии в силу известных причин всегда приходилось соблюдать определенную межнациональную политику. И, признаемся, не всегда она проводилась успешно. Получится ли на этот раз? Как обстоят дела во взаимоотношениях русских и саха? Какие последствия нас могут ожидать во взаимоотношениях с приезжими? С этими и другими вопросами мы обратились к кандидату социологических наук Юрию ЖЕГУСОВУ. «Русские и якуты воспринимают друг друга как своих» -Юрий, начнем «издалека». Как вы оцениваете отношения между русскими и саха? - Если анализировать интернет-форумы, «живые журналы», то можно прийти к выводу, что в нашей республике сложились очень напряженные, даже враждебные отношения между русскими и якутами. Но это совершенно не соответствует действительности. По результатам социологических исследований, на данный момент, между русскими и якутами установились самые благоприятные взаимоотношения. Я разработал специальную тест-шкалу определения этнической комплиментарности, которая может реально измерить градус межнациональной напряженности, и она прошла успешную апробацию в нашем недавнем исследовании. Русские и якуты воспринимают друг друга именно как «своих», а не «других», «чужих» или «врагов». Причем якуты считают русских более «своими», чем русские якутов. Так что нужно больше верить науке, чем интернет-провокаторам. - Между тем некоторые представители славянской национальности жалуются на проявление скорее даже не национализма, а некой клановости на основе национальности. Как вы думаете, насколько обоснованы тревоги и недовольства русских? - Считаю, что недовольство некоторых русских обосновано. Также вполне обоснованы тревоги и недовольства тех якутов, которых не берут на хорошо оплачиваемую работу в промышленные предприятия, где в руководстве сидят русские, украинцы или дагестанцы. Поймите, клановость была всегда, и с наступлением капитализма она только усилилась и еще больше распространилась. У российских народов нет государственной идеологии, объединяющей во всеобщее и единое то, что творилось на местах, как это было раньше. С распадом СССР большинство национальностей вынужденно «закрылись» в пределах границ своих этнических интересов. Чтобы выжить в условиях рыночной конкуренции, этнические группы захватывают и закрепляются в определенных сферах жизнедеятельности общества (строительство, торговля, транспорт, промышленность, государственное управление, правоохранительные органы и т.д.). И никого кроме своих людей не впускают. Вот отсюда и исходит распространение клановости. Процесс вполне естественный и закономерный в условиях капитализма. - То есть следует принять и ее как данность и ничего не пытаться изменить? - Естественно, клановость мешает развитию общества. Что хорошего в том, когда людей принимают на работу не по способностям, а по определенной принадлежности – национальной или родственной. Однако от клановости могут страдать не только представители чужого, но и своего этноса, если они не являются, грубо говоря, родственниками тойона. А тот же русский может пострадать в русской среде. Я Для решения проблемы пример должны показывать сами высшие руководители. Должен производиться положительный отбор. Вот почему во время Великой отечественной войны не было клановости? Потому шел положительный отбор: люди вынужденно отбирались по делам, а не по родственному признаку. Сейчас же, в так называемое мирное время, при отсутствии общей идеологии нами будет управлять именно клановость. Но я считаю, что рано или поздно эта общенациональная идеология будет выработана. Но – эти изменения должны происходить в первую очередь на уровне страны. - А что, регионы сами не могут «внутри себя» решать его? - Тут может помешать нежелание и неумение нашей власти проявлять инициативу. Она осторожничает, боясь совершить лишние движения, предпочитая сохранять сложившееся положение дел. И, признаемся, больше нацелена на исполнение директив сверху. Дружба народов против толерантности - Юрий, последние события говорят о том, что межнациональная ситуация в республике носит довольно сложный характер именно во взаимоотношениях местных и приезжих. - Да, частично соглашусь, в республике межнациональная ситуация носит непростой характер. Но в сравнении с другими регионами России в Якутии дела обстоят не так уж и плохо. У нас нет ярко выраженной межнациональной вражды и ненависти, пока нет массовых беспорядков и конфликтов, возникающих на этнической и религиозной почве, как это происходит, к примеру, в Ставропольском крае и других регионах России. Если говорить о несанкционированных митингах, имевших место в Якутске в мае 2011года и августе 2013 года, то это весьма мирное и сдержанное выражение своего недовольства ситуацией с миграцией народов. Местное население обеспокоено своим будущим, боится оказаться проигравшей стороной в межэтнической конкуренции. Люди подспудно чувствуют, что участь проигравшего в этой капиталистической конкуренции будет незавидной, поскольку народы миграции более приспособлены к рыночным отношениям и новым условиям жизни. Вместе с тем, эти волнения в первую очередь были адресованы ответственным органам, обязанным регулировать с целью упорядочения вопросы миграции. Поэтому сигнал, полученный от собравшихся, должен быть воспринят ими адекватно. - Какие меры решения проблемы срочно следует предпринять? - О решении проблемы нужно говорить на плоскости ряда таких основных факторов, как определение источника такой ситуации, его изучение, сопоставление, анализ и только потом принятие кардинальных мер. Иначе, если все решать спешно, такой деликатный вопрос, как межнациональные отношения, приобретет больше искаженный, а впоследствии и негативный оттенок. - «Республика всегда отличалась толерантностью, у нас царит дружба народов и т. д.» - на ваш взгляд, насколько реально соответствуют действительности эти лозунги? - Давайте отделим котлеты от мух, то есть «дружбу народов» от «толерантности». Это совсем разные по духу и содержанию концепции-идеологии, которые призваны регулировать сферу межнациональных отношений. Во-первых, концепция толерантности возникла на Западе, в странах совсем с другим менталитетом. А концепция дружбы народов у нас до поры до времени с переменным успехом справлялась со своей функцией. Так как «дружба народов» была составной частью коммунистической идеологии, после нашего поражения в холодной войне и распада СССР была выброшена, как говорил Рональд Рейган, на свалку истории. Вместо образовавшейся идеологической пустоши наши руководители вот уже более 20 лет пытаются восполнить «концепцией толерантности». Учеными, общественниками, спичрайтерами написано масса научных и не научных трудов про толерантность, пытаясь обосновать эту концепцию в российских условиях. Но толерантность у нас не приживается, потому что это изначально порочная концепция. Толерантность не решает межэтнические противоречия, она их усугубляет, откладывая их в долгий ящик. «Толерантность» в отличие от «дружбы» на практике всегда односторонняя, не взаимна, в нем всегда присутствуют те, кто терпит, и те, кого терпят. Общество, где культивируется толерантность, подобна паровому котлу, где отсутствует предохранитель, регулирующий давление. Толерантность всегда ведет к социальному взрыву. Либо мигранты через некоторое время безнаказанно «прессуют» местных и устраивают беспорядки как в Париже, либо у местного населения кончается терпение (толерантность), которое также выливаются в беспорядки, как это случилось в Кондопоге, Сагре, Бирюлево. - То есть нам больше подходит «дружба народов»? - Да, с этой точки зрения она более предпочтительна, ведь дружба, в отличие от толерантности, всегда взаимна. По результатам социологического исследования, проведенного в нашей республике, концепции «дружбы народа» отдают предпочтение 56% респондентов, а «толерантности» - только 15%. Но проблема состоит в том, что дружба народов возможна только в социалистической системе, где «человек человеку друг и брат», а не в условиях капитализма, где царят свободные рыночные отношения, жесткая конкуренция и принцип «человек человеку волк и свинья». - А как у нас обстоят дела с «дружбой народов»? - Что касается нашей республики «дружба народов» присутствует во взаимоотношениях местного коренного славянского населения, якутов и малочисленных народов Севера. В отношении приезжих наблюдается напряженная «толерантность», то есть народ пока терпит. Но этот ресурс терпения-толерантности у местных жителей не бесконечен. Первые сигналы уже прозвучали. По результатам социологических исследований 54% населения республики выступают за ограничение въезда представителей некоторых национальностей, в основном представителей Средней Азии, Кавказа и Китая. Коррупция, мигранты и социальный взрыв - Есть мнение, что для мигрантов наша Якутия очень непривлекательный регион с точки зрения природно-климатических условий проживания. Поэтому, мол, бояться их массового наплыва не стоит. - Да, все верно, но при этом республика – очень привлекательное место для зарабатывания денег. Только поэтому поток мигрантов будет постоянно возрастать, часть из них будет оседать здесь, всеми правдами и неправдами получая российское гражданство для дальнейшего захвата и удержания жизненного, экономического пространства. Заняв все низовые ниши рынка труда, куда неохотно идет местное население, они не остановятся на достигнутом и будут стремиться захватить и другие сферы. Прежде всего – сферу политики и власти, так как обладание властью и влиятельностью многократно усиливает возможности для усиления экономической мощи диаспор. Будет больше депутатов, политиков, государственных и муниципальных служащих, лоббирующих, находясь во власти, интересы этнических диаспор. Также произойдет их проникновение в правоохранительные органы, сначала на рядовых должностях, потом и офицерских. Массовая миграция также спровоцирует рост оборота наркотиков в республике и наркомании, в которую будет вовлекаться, в первую очередь, пьющая и безработная молодежь. Вполне возможно, что многие предприниматели, которые сегодня массово привлекают дешевую рабочую силу, потеряют свой бизнес, проиграв в конкуренции своим вчерашним работникам, набравшим к этому времени экономическую и политическую силу. Такой нежелательный сценарий неизбежно приведет к социальному взрыву с непредсказуемыми последствиями. - На ваш взгляд, стоит ли принимать программу установления межнациональных отношений или что-то в этом роде в республике? - Любая подобная программа будет крайне малоэффективной или даже бесполезной, даже если она будет написана красиво и грамотно. Ухудшение межнациональных отношений исходит от факторов более высокого порядка, на которые республика повлиять не в состоянии. Это отсутствие национальной идеологии, капиталистическая система, основанная на извлечение максимальной выгоды и рыночной конкуренции. Все усилия надо направить на повышение конкурентоспособности местного населения и недопущение нарушения этнического баланса в республике. В настоящее время в Якутии установился идеальный этнический баланс, обеспечивающий социальный мир и спокойствие в регионе. Я не вполне согласен с высокопарными словами о многонациональной республике с толерантным населением, которые готовы принять, обогреть, накормить любого желающего без ограничений. Республика Саха - скорее двухнациональная республика, где подавляющее большинство населения, начиная с 20 века занимают русские и якуты, и благодаря которым соблюдается благоприятная обстановка в сфере межэтнических отношений. Этот баланс ни в коем случае нельзя нарушать бесконтрольной миграцией этносов с совсем другой психологией и менталитетом. - Есть мнение, что проблема нетерпимости местных к мигрантам во многом переплетена с коррупцией. - Многие из моих респондентов в ходе социологического исследования жаловались на коррупцию в республике. Рассказывали о том, по каким схемам выделяются огромные деньги на строительство, выигрываются тендеры. Придумываются схемы, к которым не придерешься, и по которым основная масса денег уходит в карманы коррупционеров, свою долю получают и мигранты. А местное население остается ни с чем. Есть ведь мудрая еврейская поговорка: если один разбогател – 10 обеднело. Я думаю, у нас обстоит хуже: если один чиновник разбогател – 1000 жителей обеднело. А это ведет к деморализации, отсутствию надежды на будущее. Мы раньше думали, что во власти у нас сидят очень мудрые люди, которые знают, что и как. И практика показывает, что большинство чиновников – это те же обыватели, которые хотят заработать быстрых денег. О будущем они не думают. Заметьте, почти все чиновники – бывшие руководители республики – уезжают из республики. Создается впечатление, что им наплевать на то, что здесь происходит. - Нам часто внушают, что мы менее трудоспособны, чем мигранты. - Не думаю. Наш народ был до определенной поры работоспособен, пока его не подкосила массовая алкоголизация. А алкоголизация – это социальный фактор. А мигранты между тем на этом хорошо выделяются. Бизнесменам выгодно нанимать рабов из числа мигрантов, платить им копейки, а остальное забирать себе. Мигранты зарабатывают здесь небольшие деньги, но там, на их родине, эти деньги превращаются в большое состояние. У нас есть много трудовых бригад, которые достаточно трудоспособны и работают не хуже, а то и лучше мигрантов. Но они не могут работать на такие маленькие деньги, как мигранты. - Тогда извечный вопрос: что делать? Чтобы не допустить дальнейшего усугубления ситуации? Ведь если так будет продолжаться, на самом деле это невыгодно никому. В том числе самой же власти. - Нужна очень тонкая, точная и осторожная миграционная политика. Нужен комплекс мероприятий, направленных на изменение сознания населения в вопросах адекватного восприятия мигрантов, правильного построения отношений с ними. Пока в республике существует безработица, низкий уровень жизни среди местного населения нет необходимости массово привлекать мигрантов. Крайне необходимо осознание общности нашей судьбы. Наши чиновники, политики должны осознавать, что они без здорового, благополучного народа по сути - «никто». И могут в будущем лишиться своей власти и влияния. Представители бизнеса также должны осознавать, что, не дав заработать своим местным работникам, в будущем потеряют бизнес. А народ также должен осознавать, что предаваясь унынию и алкоголизму, лени и праздности, он будет оттеснен на обочину жизни, в зону реальной бедности и нищеты. В прошлом году в неофициальной обстановке услышал рассказ одного из наших предпринимателей, который ездил в одну из стран СНГ. Он там общался с местными бизнесменами и был крайне поражен тем, что они знают буквально все о нашей республике, о том, где и какие идут стройки, тендеры, где и как можно заработать, названия организаций, имена наших руководителей. И даже какую взятку, в каком размере нужно дать определенному чиновнику. «Они о нас знают все, а мы о них ничего!» - восклицал он. И после этого бизнесмен пришел к выводу, что надо привлекать к работе местных ребят, дать им заработать, чтобы в будущем не проиграть в капиталистической конкуренции. Беседовал Денис АДАМОВ

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров