Экономика 11:00 / 28.7.2016 4869

Виктор Федоров: в Якутии эпоха динозавров должна пройти

Виктор Федоров: в Якутии эпоха динозавров должна пройти
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. В последнее время предприниматели стали все чаще жаловаться на нездоровый бизнес-климат в Якутии. Вдвойне обидно, что созданию такого климата способствует само же государство, отжимая у частного бизнеса рынок через свои ГУПы, акционерные общества и аффилированные структуры. Коррупции в этом формально не углядишь — речь идет о так называемом неэффективном управлении в сфере малого бизнеса.

Как сделать, чтобы поменять эту опасную тенденцию? Своим видением на эту тему с Якутия.Инфо поделился председатель Координационного совета по предпринимательству при главе Якутии, народный депутат Виктор Федоров.

- Виктор Николаевич, сегодня сложилась очень опасная тенденция — чиновники, исчерпав возможные ресурсы, стали лезть в малый бизнес, превратив его в так называемый «государственный малый бизнес». Навскидку можно назвать хотя бы такие проекты, как ФАПК «Якутия», ТРК «Туймаада», ГУП «ТЦТР». Как с этим бороться? Не говорит ли это о так называемом «несовершенстве федерального законодательства»?

- Почему же. Нормативная база как раз-таки есть — как федеральная, так и республиканская. Есть постановление Российской Федерации о конкурентных рынках. Есть распоряжение главы республики, есть постановление правительства республики о защите конкурентных рынков. В соответствии со всеми этими документами, государство не должно занимать конкурентные рынки — в частности, такие, как производство газированной воды, строительство, алмазогранильная отрасль и ряда других. Координационный совет планирует рассмотреть этот вопрос в ноябре. Созданы четыре группы — по алмазно-бриллиантовому комплексу, пищевой, лесной промышленности и по ряду отраслей.

Мы будем давать рекомендации правительству по этой части — какие госпредприятия следует убрать из конкурентных рынков, какие приватизировать и так далее.

"Нет у госвласти такой функции - обеспечивать алкогольной и безалкогольной продукцией население"

- Как разрешить ситуацию, чтобы понять — куда власти могут лезть, а куда нет? Например, ФАПК «Якутия» зачем-то занялся производством того, что итак есть на якутском рынке. В ответ некоторые предприниматели предложили приватизировать ФАПК.

- Вначале нужна аналитика, чтобы понять, что там творится. Постепенно доберемся до конкретных отраслей и конкретных предприятий. Задание рабочей группе уже дано. Есть определенная методика, по которой можно определить, подлежит ли предприятие приватизации. Для этого Якутская городская дума должна вынести решение о приватизации акций ФАПК «Якутия». Руководство заявляет в газете мол, мы бюджетные агенты. Но причем тут «бюджетные агенты» и заявления о том, что мы приносим такие-то миллионы? Мы же понимаем, что из этих миллионов основную долю занимают акцизные платежи, которые поступают от производства спирта и вино-водочной продукции. Далее, если предприятие приватизируют, это ведь не означает, что оно перестанет платить налоги. Ситуация с доходной частью не изменится.

- Тогда в чем вопрос?

- Нет у госвласти такой функции — обеспечивать алкогольной и безалкогольной продукцией население страны и республики. Есть другая функция — создание условий для обеспечения населения страны и республики алкогольной и безалкогольной продукцией, носками, кедами, брюками и так далее.

В данное время мы совместно с руководством Торгово-промышленной палаты и конкретно Владимиром Членовым ведем сложные переговоры с правительством республики по части алмазно-бриллиантового комплекса. Эта отрасль очень важна для республики. Специально для ее развития в свое время было создано предприятие ГУП «Комдрагмет РС (Я)». Однако сейчас они больше занимаются не тем, ради чего были созданы, а в основном торговлей и сдачей в аренду имущества. Но в таком виде оно нам не нужно. То есть необходимо, чтобы Комдрагмет занимался своей основной уставной деятельностью – развитием ограночной и ювелирной промышленности в республике.

- Причем не сами заниматься, а создавать условия для ее развития.

Да, смысл такой: у наших гранильных и ювелирных предприятий не много денег. Для покупки одного бриллиантового лота нужно порядка 200 тысяч долларов. У многих нет возможности для их приобретения, плюс к тому при ограниченных денежных средствах нет нормальной выборки алмазного сырья. То есть и денег мало, и товар дают хуже. Между тем Комдрагмет имеет возможность покупать большие лоты у «АЛРОСА», сортировать их у себя и выдавать поштучно. Дали тебе два камня, ты их огранил, вернул их Комдрагмету, и он тебе заплатил за работу. «АЛРОСА» не дает на реализацию сырье маленьким фирмам, а Комдрагмету даст, причем с определенными преференциями. Комдрагмет будет брать их не поштучно, а большими лотами, а уже в республике будет поддерживать малые предприятия. То есть должна быть какая-то совместная деятельность.

"Не дай бог сделают искусственные бриллианты – "АЛРОСА" рухнет"

- Получается, сегодняшнее состояние Комдрагмета тормозит развитие алмазно-бриллиантового комплекса?

- У нас в два раза упало производство бриллиантов в этом году! Проблема в том, что сырье резко подорожало, а у предприятий оборотных средств не увеличилось. И второй вопрос — у компаний нет налаженного сбыта продукции, особенно за пределами республики и России. Она есть, скажем, у «ЭПЛ Даймонд», но это не для всех. Вопрос в том, чтобы обеспечивать сбыт якутским компаниям в крупных ювелирных центрах — в Москве, Нью-Йорке, Гонконг, Токио. Открыл бы такие сети Комдрагмет — было бы куда готовую продукцию сбывать. Алмазно-бриллиантовый комплекс — это рабочие места, это традиции, это народные промыслы, это якутский бренд. Вот этим должен заниматься Комдрагмет, а не ресторанами и пищевой продукцией.

- А что тогда делать с задействованным в неуставной деятельности имуществом? С теми же ресторанами, кабаками.

- Это имущество подлежит реализации. А полученные средства надо направить на развитие алмазо-гранильной отрасли республики.

Ведь, по сути, Комдрагмет в свое время создавался почти как отраслевое министерство. Значит, нужно избавить предприятие от несвойственных ему функций и заставить заниматься алмазно-бриллиантовым комплексом.

Наши рекомендации доведены до главы республики, он отписал их на рассмотрение на совещании по алмазно-бриллиантовому комплексу.

- А почему они тогда сейчас занимаются не отраслью, а ресторанами и кабаками?

- Это путь наименьшего сопротивления. У них есть еще оздоровительный комплекс «Ленские зори» - с какого перепугу? Комплекс должен быть передан Министерству социальной защиты, пусть занимаются реабилитацией инвалидов.

- С Комдрагметом понятно. Вернемся к ФАПК «Якутия». Руководство компании заявляет — мол, только мы выпускаем продукцию в стекле, чего не могут себе позволить частники.

- То есть функция государства – обеспечить население республики дешевой стеклянной тарой? Нет такой функции. Вопрос не в стекле – это какие-то дутые проблемы. В конце концов, если государство заинтересовано в развитии стекольной промышленности, пусть делает это через конкурс для предпринимателей. Выделяет инвестиционный займ под малые проценты.

- Но те же организаторы «Детей Азии» допустили к поставкам воды только ФАПК «Якутия», поскольку других не доверяют. Прозвучало даже мнение, что остальные, дескать, выпускают непонятно что.

- Что за бред! У них есть сертификат? Есть. Сертификат выдает Роспотребнадзор. Если вода плохая, тогда не выдавайте сертификат, какие проблемы-то? Следовательно, надо было заранее, за год до «Детей Азии», объявить: объявляем конкурс на поставку воды для «Детей Азии», условия такие-то.

"Продайте ТРК "Туймаада" и решите вопрос финансирования железной дороги"

- Тогда перейдем к другому предприятию – «Республиканской инвестиционной компании». Компания была создана для создания инфраструктурных объектов – школ, мостов, причалов, железной дороги. Но с определенных пор ребята решили заняться бизнесом – создали тот же торговый центр «Туймаада». На ваш взгляд, не произошла ли тут путаница между своим карманом и государственным?

- Действительно, зачем с государственными деньгами в торговлю-то полезли? Это нарушение уставной деятельности. У государства нет задачи зарабатывать деньги – у государства есть задача решать государственные задачи. Здесь я возлагаю большие надежды на все то же постановление о развитии конкурентных рынков – это правовая база, говорящая о том, что государство не должно занимать конкурентные рынки. Все-таки Российская Федерация до этого додумалась, Республика Саха (Якутия) к этому подключилась. Та проблема, о которой вы говорите, полностью там проработана. Это очень важный документ.

- Тогда не получим ли мы такую проблему: государство вложило деньги в объекты, эти деньги получили отдельные люди. И сейчас, на фоне реализации этого постановления, они станут выводить активы из этого предприятия через свои аффилированные структуры.

- Значит, наша задача – провести приватизацию открыто, прозрачно и на конкурсной основе.

- Так кто его купит-то – опять околобюджетная структура? Остальные целиком ТРК «Туймаада» не потянут.

- Правильно. Поэтому я бы сделал из ТРК «Туймаада» закрытый паевой фонд и продал бы акции этого паевого фонда работающим там предпринимателям, и плюс всем желающим. Они выкупают свой пай и получают с него свой доход. Я оцениваю ТРК «Туймаада» на сумму около полутора миллиардов. При этом это ведь доходный объект, который дает примерно процентов 20 годовых. И если я в Сбербанке размещаю под 7 процентов и радуюсь, так лучше я куплю акции этого предприятия, заставлю его застраховаться в хорошей компании и буду получать под 20 процентов годовых. Вложил, например, миллион – можно по 200 тысяч каждый год получать. Это, плохо что ли?

- В ходе разговора возникает мысль, что проблема с нехваткой денег надумывается специально, чтобы иметь возможность неравномерно распределять блага в пользу узкого круга людей.

"Алмазы — это рабочие места, это традиции, это народные промыслы, это якутский бренд"

- Ну, создали условия в ТРК «Туймаада» - все, теперь отдавайте на приватизацию. Мы говорим: чтобы достроить железную дорогу, нам не хватает 1,9 млрд. руб. Так продайте ТРК «Туймаада» и решите вопрос финансирования.

- Вроде все правильно. Но все равно наши чиновники как будто заинтересованы в том, чтобы плодить неэффективные госкомпании, сосущие при возможности деньги из бюджета или околобюджетных источников. Как донести до властей, что нужно делать ставку сегодня на малый бизнес? Не «государственный малый бизнес», а именно на нормальный, честный частный.

- Вы же понимаете, что когда бюджет республики более чем на 70% формируют три крупных налогоплательщика – «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Транснефть» - это дорога в никуда. По «АЛРОСА» опасность в том, что скоро этот рынок могут захватить искусственные алмазы. Не дай бог их сделают – рухнет все. Вторые плательщики – «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - сидят на нефти. Пройдет пять-шесть лет, есть вероятность, что и у них возникнут проблемы.

- Рынок традиционных энергоносителей уже 3-4 года лихорадит, плюс активно появляются альтернативные источники энергии. И с чем мы останемся? Это же зона риска. Поэтому необходимо диверсифицировать экономику.

- Тогда есть смысл поддерживать малый бизнес?

- Дело в том, что малый бизнес – он гибкий. Сегодня ты выпускаешь пирожки – завтра открыл шиномонтаж. Должны появиться небольшие, малые, средние предприятия, которые должны составить не менее 60 процентов бизнеса в стране. Эпоха динозавров должна пройти - должна наступить эпоха млекопитающих.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров