Невдохновляющая встреча: омбудсмен отчиталась перед бизнесом
YAKUTIA.INFO. Уполномоченный по правам предпринимателей в Якутии Айталина Соколова в эти дни проводит встречи с местными бизнес-организациями. Их цель проста и понятна — рассказать, чем занимается институт бизнес-омбудсмена и какой-то толк от него есть. Так, в минувшую пятницу Соколова вcтретилась с представителями ЯРО «ОПОРА России» и движения «Вместе мы - сила».
Фактически это одна из первых отчетных встреч уполномоченного с местными предпринимательскими организациями за четыре года с момента ее избрания.
По словам Соколовой, с 2014 по 2017 годы наблюдались «качественные сдвиги по части динамики обращений». «Если в первые годы к нам больше обращались не по адресу, то сейчас мы наблюдаем рост обоснованных обращений с 6 до 40 процентов», - пояснила она.
К достижениям аппарата омбудсмена Соколова отнесла сферу земельного законодательства.
«Мы направили в органы власти предложение об обеспечении прозрачности предоставления земельных участков. Это, в частности, работа с МФЦ — насколько обоснованы отказы в предоставлении земли. Второе — работа с административными регламентами. Они должны быть прозрачными. Следующее — обеспечение контроля за соблюдением земельного законодательства. Мы усилили свои силы за обеспечением контроля соблюдения земельного законодательства. Работаем с прокуратурой. Провели парламентские слушания...», - перечисляла уполномоченный.
Однако омбудсмен не привела ни одного примера, где ее работа повлияла бы на обеспечение этого самого контроля. Далеко ходить за примерами не надо — взять тот же ресторан «Муус Хая», где собственно и проходила встреча «опоровцев» с Соколовой. На протяжении вот уже нескольких лет хозяин заведения Егор Макаров ведет борьбу с сомнительной стройкой, принадлежащей аффилированной фирме депутата Сергея Ларионова. Аппарат омбудсмена в этом вопросе себя никак не проявил, хотя необходимость «контроля по исполнению земельного законодательства» налицо.
В части борьбы с нелегальным предпринимательством Соколова заявила, что аппарат инициировал внесение целого пакета изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ. «До тех пор пока статус самозанятых не определится на федеральном уровне и не будет создана возможность безболезненно заниматься своим делом, - вопрос не решится. Пока мы в режиме ожидания», - отметила она.
Отдельно омбудсмен остановилась на погашения долгов по исполненным муниципальным и государственным контрактам. По ее словам, работа ведется «в ручном режиме». Из общего долга бюджета республики перед предпринимателями на сумму около 100 миллионов рублей удалось выбить 56 миллионов. Осталось около 44. «По сути, наш аппарат превратился в коллекторское агентство», - с сожалением констатировала Соколова.
По информации аппарата, скорее всего дело идет к оформлению республикой кредита для погашения оставшейся задолженности. Со всеми вытекающими последствиями в виде процентов.
Аппарат ведет работу по составлению реестра местных товаропроизводителей. «Мы хотим чтобы этот реестр работал как маркетинговый инструмент для продвижения местных товаропроизводителей», - пояснила Соколова.
Между тем издание «Якутия.Инфо» подняло проблему того, что сегодня реестр составляется по непонятным критериям. Например, глава Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Антон Сафронов отчитался о том, что инициировал включение в реестра одного социально значимого проекта по уходу за пожилыми. Проект, судя по всему, важный и нужный. Однако, во-первых, какое он имеет отношение к местному производству? Во-вторых, едва ли можно назвать этот социально-значимый проект высокорентабельным.
Соколова с нами согласилась: «Мы подозревали, что этот реестр уйдет не в ту сторону. Потребовали от министерства предоставить всю информацию, что они сделали по этому реестру».
Омбудсмен признала, что в республике в проведении внеплановых проверок есть факты нарушения прав предпринимателей. «Проблема требует вмешательства, мы везде и всюду о ней сигналим», - отметила она. На вопрос по конкретной ситуации — будет ли она помогать руководству «Сахаэкспоцентра» в связи с недавней проверкой, Соколова сказала, что предложила свою помощь владельцу «Сахаэкспоцентра» Владимиру Федорову. Теперь уже дело за ним.
К плюсам в своей работе Соколова относит то, что они впервые стали решать проблемы на федеральном уровне. В частности, при поддержке депутата Галины Данчиковой попытались инициировать вопросы по проблемам применения контрольно-кассовой техники и тахографов в северных районах. Поддержали предложение архангельцев о снижении страховых взносов для территорий Крайнего Севера до семи процентов. «Видим миссию в том, чтобы быть в этом процессе», - отметила омбудсмен.
По снижению налогов для предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН), больших изменений нет. С тех пор как об этом было торжественно объявлено осенью 2016 года, прошло почти два года. А воз в основном и ныне там. Для некоторых категорий налоги снизили, но для большинства как было шесть процентов, так и осталось. До трех процентов власти снижать не торопятся по причине выпадающих доходов. Однако Соколова считает своей заслугой то, что сегодня этот вопрос вообще стоит на повестке дня.
«Именно мы первыми выступали инициаторами снижения УСН. В итоге решение принято только по снижению налогов в арктических и северных улусах до 2 процентов. 22 мая проводим заседание налоговой комиссии, на котором будем поднимать вопрос о снижении налогов по УСН независимо от вида деятельности. Потому что если посмотреть на аналитику, динамика от этой меры хорошая: чем ниже делаешь налог, тем больше становится плательщиков. Это проверенный экономический механизм. Если мы добьемся снижения до трех процентов — считай, мне можно уходить на пенсию», - отчиталась Айталина Валерьевна.
Представитель общественного движения предпринимателей «Вместе мы — сила» Лена Данилова спросила, какую проводит работу аппарат по исполнению резолюции двух одноименных бизнес-форумов. Речь идет о снижении тарифов на газ (по электроэнергии движение уже есть), выводу госструктур из бизнеса и борьбе с нелегальным предпринимательством.
Соколова ответила, что «без общественного контроля этот вопрос преодолеть невозможно». Но тут к ней со встречной просьбой обратилась другой представитель движения Ирина Высоких: У нас к вам встречная просьба — помочь нам провести опрос на тему того, как скажется снижение цены на газ для 6-й группы лиц». Также представители «Вместе мы — сила» поинтересовались, проводила ли омбудсмен изучение инвестиционной программы правительственной компании «Сахатранснефтегаз».
«Мы выяснили, что «СТНГ» для строительства своего жилья использует чистую прибыль и получает кредиты на строительство. Почему бы не отдать чистую прибыль тем же предпринимателям 6,7 групп? Или, к примеру, посмотреть, насколько они имели право включать в общий тариф транспортировку газа к своему собственному месторождению, которое обслуживает три села? Это изолированное месторождение, где ежегодно планово-убыточно зарывается больше 100 миллионов рублей просто так!»
На что омбудсмен отметила следующим образом:
«По трубам заключение не делали — эту работу делают общественники. Да и они больше чем мы не нашли, хотя мы с Ириной Сергеевной обмениваемся материалами. Но даже если мы найдем там что-то такое — что это даст? Ну, пришлем [свое заключение] этому «Сахатранснефтегазу» - что от этого изменится?»
На этой не самой вдохновляющей ноте и закончилась встреча с бизнес-омбудсменом.
Однако предприниматели ждали от Айталины Валерьевны более смелых и решительных действий, поскольку статус омбудсмена позволяет быть более независимым и порой выдвигать не самые удобные требования в адрес властей. Пока же позиция уполномоченного выглядит как попытки сохранять некую дипломатию, местами больше похожую на уступки или аффилированность. Местами же, как в случае с тарифами «СТНГ», несет откровенным неверием в то, что ситуацию можно переломить.
Сможет ли перестроить свою позицию нынешний аппарат омбудсмена в ближайшие четыре года — остается только гадать.
Отметим, что в этом году истекает срок первого срока полномочий омбудсмена и, судя по всему, Соколова намерена баллотироваться на второй срок. Поэтому мнение бизнес-организаций здесь играет определенную роль.
Согласно законодательству, кандидатуру на эту должность выдвигают общественные предпринимательские сообщества. Затем кандидатура рассматривается Координационным советом по предпринимательству при главе республики. Далее следует процедура согласования с бизнес-омбудсменом РФ Борисом Титовым, после кандидатура уполномоченного идет на утверждение главы республики и Госсобрания (Ил Тумэн). Парламент также наделен правом досрочного отзыва Уполномоченного.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.