Итоги встречи в Тянском наслеге: Как нужно развивать отношения с недропользователями
YAKUTIA.INFO. Встреча жителей Тянского национального наслега с рабочей группой, состоящей из представителей министерств, депутатов Ил Тумэн и Уполномоченного по правам КМНС и представителей компании «Нордголд» состоялась 12 июня.
Напомним, поводом для выезда рабочей группы стала конфликтная ситуация, возникшая после публикации открытого письма за подписью 164 жителей Тянского национального наслега в адрес президента России Владимира Путина, главы Якутии Айсена Николаева и главы Олекминского улуса Николая Харбина. Обращение вызвано тем, что компания «Нордголд» игнорирует интересы коренных малочисленных народов. В свою очередь золотодобывающая компания опубликовала ответ, в котором назвали открытое письмо от жителей наслега клеветой, которая активно распространяются в медиаполе, «в том числе с использованием иноагентов и ресурсов, признанных экстремистскими и запрещенными на территории РФ».
Для разбора ситуации по распоряжению главы Якутии Айсена Николаева была сформирована рабочая группа.
Редакция «Якутия.Инфо» расспросила народных депутатов Ил Тумэн Елену Голомареву, Николая Кульбертинова и Уполномоченного Константина Роббека об итогах встречи и их мнении о том, как выстраивать отношения с недропользователями.
Необходимо вернуться к принципу «двух ключей»
По итогам встречи народный депутат Ил Тумэн, член постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Николай Кульбертинов отметил, что, с одной стороны, убедился в том, что компания «Нордголд» взяла на себя обязательства в содействии социально-экономическому развитию Олекминского района, Тянского наслега и местной общины КМНС. С другой стороны, у республики нет правовых рычагов в вопросах, касающихся защиты окружающей среды. Для справедливого взаимодействия с недропользователями в Якутии требуются изменения в федеральном законодательстве.
— В части социальных обязательств люди обеспокоены тем, что компания «Нордголд» обещала протянуть оптоволокно, построить школу-детсад и прочее. Представитель компании заявил, что все проекты, которые были задуманы, будут доведены до конца. Нужно отметить, что «Нордголд» взаимодействует с Олекминским районом, с наслегом, с родовой общиной.
Отдельно выступили жители самого села Тяня. Они отметили, что необходимо содействовать в развитии, в том числе, и самого села Тяня. Протокольно было закреплено намерение о строительстве квартальной котельной с подключением к ней жилых домов. В селе до сих пор печное отопление, поэтому для местных жителей это актуальный вопрос.
— Что предпринимается для трудоустройства местных жителей?
— По вопросу подготовки кадров из местных жителей выяснилось, что только один человек от села Тяня работает в «Нордголд». Представитель компании ответил, что у них очень хорошее взаимодействие с Южно-якутским техникумом в Нерюнгринском районе. Но мы отметили, что в Олекминске есть свой техникум. И подготовку кадров с целевым направлением для компании можно организовать в нём. Этот момент мы также в протоколе закрепили.
— В открытом письме был поднят вопрос вредного воздействия на окружающую среду. Что прозвучало по этому поводу?
— Местные жители настаивают на приостановке лицензий на нескольких участках, где уже работают недропользователи. Также они настаивают на том, чтобы прекратилось формирование новых лицензионных участков на территории Тянского национального наслега, поскольку это территория традиционного хозяйствования — оленеводства.
Однако этот вопрос решается на федеральном уровне. Полномочий у республики по регулированию условий недропользования недостаточно. В этой связи вновь возникает вопрос о необходимости возврата принципа двух ключей. Мы вместе с Еленой Голомаревой предлагаем рассмотреть этот вопрос на уровне Комитета по делам КМНС. Либо провести правительственный час на эту тему в течении этого месяца или в июле. Необходимо вынести этот вопрос на федеральный уровень через наших коллег депутатов Госдумы.
Отметим, что сейчас республика может повлиять на деятельность крупных недропользователей только через необходимость проведения этнологической экспертизы. В соответствие с последней должен быть установлен размер возмещения за негативное воздействие на природу и условия проживания жителей Тянского наслега. За проведение экспертизы отвечает Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера. По словам Николая Кульбертинова, представитель «Нордголд» сообщил, что они подготовили заявку на проведение этнологической экспертизы.
Мы сами должны быть активны на всех уровнях
К сожалению, многие недропользователи воспринимают обязательства по социально-экономическому взаимодействию с районами республики исключительно как излишнее финансовое обременение. При этом федеральное законодательство практически не обязывает недропользователей считаться с интересами людей на местах. так считает депутат VII созыва, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева.
— Многие компании, которые заходят в республику, не считают нужным встречаться с местным населением и что-то обсуждать. Они считают, что аукцион прошел, налоги они платят и всё. А те обязательства по взаимодействию, которые мы прописали в республиканских законах, они считают излишним обременением.
Есть примеры по республике — работают недропользователи, их приглашают на встречу из года в год, но они не приходя. Я спрашиваю- а где прокуратура, полиция, чтобы как-то на это повлиять. Мне отвечают, что сейчас действует мораторий на проверки бизнеса. Никого трогать нельзя. В этой связи нам нужна активность на всех уровнях — начиная от глав наслегов, наслежных депутатов, глав районов, местных депутатов, депутатов Ил Тумэн, чтобы добиваться исполнения республиканских законов.
— Жители национального Тянского наслега считают, что необходимо приостановить выдачу лицензий на новые участки, потому что добыча золота ведется на территории, где они занимаются оленеводством.
— Да они говорили об этом. Но вопрос лицензий недропользователям регулируется на федеральном уровне.
— В этой связи ваш коллега Николай Кульбертинов сообщил, что намерен вместе с вами поднять вопрос о возвращения принципа двух ключей
— Да, мы начнем подготовительную работу по обсуждению этого вопроса. Скорее всего, мы вынесем его на осеннюю сессию. Но это вопрос непростой. Так что параллельно нужно заниматься отслеживанием решения протокольных вопросов. К примеру, я считаю, что в селе Тяня должен быть постоянный представитель компании для более быстрого взаимодействия с «Нордголд».
Также компания должна содействовать в решении вопроса по безработице в районе. Мы будем отслеживать протокольные вопросы, как они решаются.
Но нужно отдать должное, что компания «Нордголд» имеет соглашения по социально-экономическому развитию не только на республиканском уровне, но и на уровне улуса, наслега и общины.
Сделать так, чтобы каждый недропользователь был обязан встречаться и договариваться
Процесс обсуждения возможности возврата Якутии права влиять на выдачу или приостановку лицензий для недропользователей может занять много времени. Конечно, работать над этим нужно. Но, кроме этого, есть альтернативный вариант приложения законотворческих усилий. Нужно, чтобы подписание соглашений об участии в социально-экономическом развитии районов и наслегов стали обязательным правилом для всех недропользователей, приходящих работать в республику. Такого мнения придерживается Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Якутии Константин Роббек.
— Как только принцип «двух ключей» был отменен в начале нулевых, с этого времени тема его возврата неоднократно поднималась. Ещё Зоя Корнилова, будучи депутатом Ил Тумэн, этот вопрос пыталась поднимать. Но, как мы видим, прошло два десятка лет, а вопрос с мертвой точки не сдвинулся.
Ведь, когда мы говорим о принципе «двух ключей», то подразумеваем возможность приостановки выдачи лицензий. Думаю, в нынешних условиях такое требование реализовать будет очень сложно. Для начала, я думаю, нужно добиться, чтобы для недропользователей, как минимум, стало нормой при реализации своих проектов учитывать мнение и интересы местных жителей.
Нужно искать способы для того, чтобы законодательно закрепить обязанность взаимодействия недропользователей с муниципальными властями на местах. Опосредовано это потихоньку делается. Всё-таки крупные недропользователи стали проводить общественные слушания.
— Что этому способствовало?
— Появились изменения в порядке действия лицензий. Несколько лет назад в них появился пункт о соблюдение правового режима территорий традиционного природопользования. Появились требования о проведении этнологической экспертизы. Но в этой части пока что многое зависит от размеров компаний.
— Проведение этнологической экспертизы не является обязательным для всех недропользователей?
— Мелкие компании приходят — сезон отрабатывают и уходят. С учетом действия моратория на проверки их контролировать практически не получается. А вот крупные компании, как правило, ведут строительство капитальных объектов. В связи с этим они обязаны проводить главгосэкспертизу. Эта процедура, в свою очередь, учитывает требование к проведению этнологической экспертизы. Вопрос в том, относятся ли территории, где проводится капитальное строительство, к местам традиционного природопользования или традиционного проживания коренных народов. И если территория относится к вышеназванным, то проведение главгосэкспертизы приостанавливается, пока не будет проведена этнологическая экспертиза. Другое дело, что в этом случае в большей части речь идет о компенсации ущерба традиционной деятельности общин. Но в части взаимодействия с органами местного самоуправления нет каких-либо правовых норм, которые к этому обязывали бы недропользователей.
— Вы предлагаете законодательно закрепить обязанность недропользователей заключать соглашения с местными органами самоуправления?
— Раньше во всех лицензиях и в республиканских и федеральных было обязательное условие — подписание соглашений об участии в социально-экономическом развитии районов, где ведется деятельность. Они были обязаны это делать, а сейчас нет. Теперь это добровольное решение компаний. К примеру, в одном из наслегов Момского улуса была такая ситуация, когда компания подписала соглашение об участии в социально-экономическом развитии района. Провела этнологическую экспертизу. По её итогам была установлена сумма компенсации. Для них эта сумма показалась значительной. И они просто поставили перед фактом — компенсацию мы оплатим, но при этом разрываем соглашение, потому что для нас это излишняя финансовая нагрузка. В этой ситуации с точки зрения действующего законодательства к ним вопросов нет. Нет норм, которые обязывали бы их участвовать в социально-экономическом развитии районов. Нужно подкорректировать законодательство в этом ключе. Потому что в нынешних условиях возникает противоречивая ситуация, когда по закону общине обязаны возместить ущерб, а муниципалитет остается без ничего. Хотя территория общая и воздействие на неё может касаться не только членов общины, но и жителей района. Это провоцирует социальную несправедливость и напряжение уже на местном уровне.
— Как сообщил Николай Кульбертинов, местные жители настаивают на приостановке лицензий на нескольких участках, где уже работают недропользователи. Есть ли какая-то возможность повлиять на процесс?
— Частично есть. В частности, у общины вызывает большое беспокойство ресурсный резерват «Чароуда», территория которого может попасть под дальнейшее промышленное освоение. В этой связи мы протокольно закрепили предложение о повышении его статуса до уровня заказника. Потому что на территории ресурсного резервата компании могут вести работу, хотя и с соблюдением определенных ограничений. Но если повысить его статус до заказника, то он будет более защищенным. И этот вопрос можно решить на уровне республики.
***
От редакции отметим: хорошо, что у народных избранников имеется желание заниматься вопросом регулирования взаимоотношений с недропользователями и отстаивания социально-экономических интересов республики.
А также есть понимание необходимости проявлять активность на всех уровнях — начиная от глав наслегов, наслежных депутатов, глав районов, местных депутатов и депутатов Ил Тумэн.
Напомним, что 13 июня на восьмом пленарном заседании Госсобрания Ил Тумэн народный депутат Александр Иванов, ссылаясь на ситуацию, возникшую в Тянском национальном наслеге, в обращении к главе Якутии Айсену Николаеву задался вопросом: «Кто хозяин в республике по конституции республики – народ во главе с Ил Дарханом или недропользователи?».
В ответ Николаев заметил, что республика за последние годы достигла хорошего паритета баланса интересов во взаимодействии с промышленными компаниями. И после прорыва хвостохранилища АЛРОСА на реке Вилюй в 2018 году крупных аварий не происходило.
— Конечно же, есть споры между местными жителями и компаниями, которые решаются. В том числе по Тянскому наслегу, я уверен, что решение будет найдено и баланс интересов будет учтен. Я недавно встречался с Алексеем Мордашовым, хозяином Nordgold, который ведет разработку месторождения золота в Олёкминском районе. У него большие и достаточно серьезные планы по инвестированию в социальную сферу Олекминского района и республики.
Не надо думать, что у нас тут огромная очередь из инвесторов, которые стоят и желают инвестировать в Якутию. С учетом наших природно-климатических и транспортных условий за каждого инвестора нам надо бороться по-хорошему, а не пытаться их отпугнуть тем, что население их не ждет, — прозвучал ответ от главы Якутии.
Тем не менее, очевидно, что поведение недропользователей напрямую зависит от позиции республиканских властей. Ведь если руководство региона будет проявлять требовательность и настойчивость в вопросах социально-экономического взаимодействия с добывающими компаниями, то и отношение к местной власти будет соответствующим.
Публикации по теме:
Депутат Ил Тумэн Елена Голомарева возмутилась тем, что «Нордголд» назвал всех жителей села Тяня иноагентами
«Нордголд» VS «Тяня»: Природные богатства Якутии не должны обернуться бедой для людей
12 июня в День России состоялась встреча с жителями с. Тяня Олекминского района
По территории общины эвенков проложили дорогу и засыпали реку
Ушел из жизни народный депутат Республики Саха (Якутия) Арсентий Николаев
Комментарии
А если нордголд сделает экспертизу ДНК тянцев, то получит ведь обычных саха, а не кмнс. Тогда что будет.
Саха тоже малочисленный народ (всего-то 478,4 тыс. человек, из них в республике проживает 469,4 тыс. человек (2020, перепись)), если бы был Татарстан, федералы бы действовали осмотрительнее (численность мусульман в РФ составляет 14 млн. человек).
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.